Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.
Юрий Воронов
Когда война осталась в прошлом, не просто рассказать о ней подрастающему поколению. Особенно сейчас,
когда прошло столько
времени, и очевидцев осталось совсем мало.
Самый верный способ, на наш
взгляд, читать книги о войне: не хроники, не документалистику, а художественную
литературу. Знать, какие мысли и чувства испытывал человек на войне, - это значит
чувствовать то, что происходило на самом деле, вместе с героем плакать, любить,
терять и, возможно, умирать.
Можно ли привлечь подростка к
чтению книг о войне? Можно. Надо рассказать ему о ровеснике, о таком же
подростке, как он. Война не пощадила никого, страдали и дети, и взрослые. И,
если при прочтении книг о войне, у подростка возникнут мысли: А смог бы я так?
А как бы я поступил? И самое главное: Я не хочу! Я не хочу, чтобы война…, я
ненавижу фашистов, я жить хочу…Вот тогда память о войне никогда не умрёт.
Читайте вместе! Ведь надо объяснить, надо проговорить,
сравнить… И не бойтесь читать о страшном, если над книгой плачут, значит - книга
хороша, и плачущий - большой души
человек растёт.
От нас - подборка книг для юных
читателей, интересных и малознакомых для многих, к сожалению, авторов. Некоторые
из них были свидетелями той страшной войны. Многие эти книги были незаслуженно
забыты и долго ждали читателя на книжной полке. Счастье, что их стали
переиздавать, и мы можем поделиться ими…
ВОЙНА ВОШЛА В МАЛЬЧИШЕСТВО МОЁ
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие
стойкие мужчины,
Девочки,
достойные поэм.
С. Наровчатов
Николай
Внуков. Наша восемнадцатая осень 12+
«Ещё сегодня утром мы были
мальчишками. Самыми обыкновенными мальчишками небольшого курортного города. А
сейчас мы солдаты».
Автобиографическая повесть писателя Николая Андреевича Внукова
рассказывает о его последнем школьном лете, о первом жестоком бое, в который
довелось попасть ему и его вчерашним одноклассникам. Этот бой разделил пополам жизнь каждого на «до» и «после».
У некоторых не было второго... Слезы наворачиваются на глаза, как жаль эту
молодость и жизнь, которая, можно сказать, ещё и не началась…
Даже нечего вспомнить, - стучит у меня в
голове. – Такие коротенькие у нас жизни, что даже нечего вспомнить. Ничего
значительного….И всё… Мы даже ещё не жили как следует…»
Семнадцатилетние мальчики воюют, как герои, а в перерывах между боями
пишут письма матерям и вспоминают, как бегали купаться, танцевали на школьных
вечерах и ходили в горы за кизилом. Солнечные дни детства, мирная жизнь ещё так
близко - и уже так бесконечно, невозвратно далеко…
Из книги:
«Странно, что я могу распоряжаться
чужой жизнью…»
«..именно здесь, в пыльном, заброшенном классе эльхотовской школы, я понял, что дерусь не только за будущее свое и своих друзей, но и за прошлое, за Пушкина, за Тургенева, за Маяковского, за всю тысячелетнюю историю нашу, за голубое небо и за великую тишину над полями Родины…"
"Как поздно пришлось учиться понимать самые простые и нужные вещи!"
А вот на эти книги в нашей библиотеке очередь! Да, повести Василия
Клёпова очень интересные! Даже в трудные времена дети всегда оставались детьми
и спешили познать этот мир, играя. Приключения главных героев книги описаны настолько увлекательно, живо и
с юмором, что оторваться от книги просто невозможно.
Вы скажете: какие могут
быть приключения, когда на дворе война? Да вы просто не знаете,
что приключения способны и пользу принести!
Трое друзей - Васька, Димка и Левка из
маленького городка Острогорска отправляются на поиски золота. Найденные
сокровища должны были пойти на покупку танков для советской армии. Золото ребята так и не находят, зато находят залежи халькопирита – медной руды,
которая для армии ценнее «презренного металла». А еще раскрывают настоящую
детективную тайну: разоблачают настоящего немецкого шпиона – Карла Паппенгейма,
который много лет «стерег» Золотую долину, надеясь прибрать ее к рукам.
А
что было дальше?...
Василий Клёпов. Четверо из России 12+
А дальше пришли
фашисты в Острогорск и угнали наших «золотоискателей» в Германию, где им против воли приходится батрачить на властную и
жестокую баронессу фон Фогель. Но наши герои не сдаются!
Во второй части книги мальчишки совершают побег из немецкого плена и добираются до дома.
Однако вернуться на Родину оказывается очень
трудно. Друзьям предстоят по-настоящему суровые испытания, горькие потери и
неожиданные встречи.
Лев
Кузьмин. Привет тебе, Митя Кукин! 6+
В годы
войны многие семьи были разлучены, дети потеряны. Митя Кукин, попав в школу
интернат, верит, что ему обязательно повезёт, и найдутся его пропавшие мама и
сестрёнки. Действие происходит в бывшей деревенской школе, где разместился
интернат для эвакуированных детей из Ленинграда. Маленькие ленинградцы ждут
здесь конца войны вот уже второй год. Многие из них и теперь ещё нет-нет да и
принимают добродушное тарахтение колхозного трактора за наползающий издали
угрюмый рёв вражеского бомбардировщика или испуганно вздрагивают, если хлопнет
от сквозняка форточка. Самые старшие - Саша и Митя помогают воспитательнице. Но вот однажды они сильно проштрафились, за
что им досталось. Саша так обиделся, что решил бежать к отцу на фронт. И Митю
за собой потащил. Ночью они сбегают. Это будет долгая ночь, в ходе
которой они поймут, что же на самом деле сейчас важно. И так ли велика обида.
Борис
Алмазов. Я иду искать 12+
Шестиклассник
Костя Макаров на школьном чердаке находит старый фотоальбом со снимками военной
поры. На одном из них среди улыбающихся ребят - трое военных в гимнастёрках.
Как их звали?
Что это были за люди? Как сложились их солдатские и человеческие судьбы? Поиски ответов на эти вопросы уводят школьников в военное прошлое страны, сталкивают с самыми разными людьми. Причудливо перекликаясь, проходят перед нами события далёкого и недавнего прошлого, и становится очевидно: всё тесно связано между собой - судьба страны, судьба рода, судьба конкретного человека… И нет семьи, которой не коснулось бы грозное дыхание войны.
Что это были за люди? Как сложились их солдатские и человеческие судьбы? Поиски ответов на эти вопросы уводят школьников в военное прошлое страны, сталкивают с самыми разными людьми. Причудливо перекликаясь, проходят перед нами события далёкого и недавнего прошлого, и становится очевидно: всё тесно связано между собой - судьба страны, судьба рода, судьба конкретного человека… И нет семьи, которой не коснулось бы грозное дыхание войны.
Из книги:
«Я взобрался на подоконник и стал
смотреть в окно. У нас дом стоит на углу, и далеко видно. Всё окна, окна… И
везде люди живут. И везде жили такие же ребята, как Иванов, а потом война
началась и их всех убили… Их было двадцать миллионов!»
«И от этого слёзы потекли у меня ещё сильнее!
И я решил, что с завтрашнего дня начну совершенно другую жизнь! Я буду всем
помогать!....
И мне было хорошо стоять и мечтать о том, каким я буду завтра!»
ВОЙНА ЗА КОЛЮЧЕЙ ПРОВОЛОКОЙ
Кто дал им право убивать
других людей?
Кто дал им власть губить чужие жизни?
Кто дал им власть губить чужие жизни?
Рольникайте Маша. Долгое
молчание 12+
Главная героиня повести
Женя Чернова, совсем девочка, едва дождавшись 18-летия, уходит на фронт и
попадает в плен. Здесь, находясь в нечеловеческих условиях, приходится
постоянно бороться не только за жизнь, но и за то, как остаться человеком,
сохранить достоинство. Сделать выбор: что важнее – один сбежавший или сотня за
него расстрелянных? Есть ли мораль и этика в аду? И можно ли жить дальше с
такой памятью?
О страшном, о нестерпимом
размышляет автор.
«А рассказать надо. Особенно
молодым. Знали бы они, как она сама хочет, чтобы живущие теперь помнили о них,
о тех, которых убили. Ведь ничем иным, кроме памяти, их жизнь уже не продлить.
Чтобы те, кто родился после войны и рождается теперь, учились по тогдашним
страданиям понимать горе и боль. Чтобы то, что называется «выстоять», «остаться
человеком», для них было не только словами…»
Никифорова Антонина. Это не должно повториться
Военврач III ранга Краснознамённого Балтийского флота,
Антонина Александровна Никифорова, три с половиной года провела в гитлеровском
плену, из них - свыше года в концлагере «Равенсбрюк», созданном специально для
пленных и заключённых женщин. Опубликовав свои записки, А.А. Никифорова – «доктор
Антонина», как называли её узники лагеря, - словно выполнила волю десятков
тысяч жертв Равенсбрюка - русских, полек, чешек, немок, француженок, голландок,
евреек, задолго до освобождения условившихся о том, что страшная правда о
чудовищной системе уничтожения людей, которую применял фашизм, должна стать
известна всему миру.
Эта книга - для
ребят постарше, конечно, не зря на ней стоит отметка 16+. Тот, кто прочтёт,
навсегда возненавидит фашизм, кто-то просто не поверит, что такое могло быть…
Вторая
часть книги – это письма, которые приходили автору после выхода первой книги. Люди,
потрясённые, писали о своих чувствах. А сколько бывших узниц благодаря вышедшей
книге нашли своих подруг по несчастью и даже находили своих потерявшихся детей
или узнавали об их судьбе!
Отрывки из писем:
«Наше
юношество не имеет никакого представления о сущности фашизма….Для этого
юношеству нужны мы – пережившие то, что было…»
«...молодёжь
почти ничего не знает об этом времени. Родители не рассказывают, они хотят
забыть то, что нельзя забывать….
«...люди
чувствуют, что мы говорим правду, и верят нам. Это очень важно, некоторые, не
пережившие фашизм, едва могут себе представить всю эту зверскую жестокость,
которая была буднями лагеря»
Аника Тор. Остров в море 12+
О тетралогии Аники Тор мы вам уже рассказывали... Но ещё раз хотим упомянуть о
ней.. Это история двух еврейских
девочек, которые
в начале Второй мировой войны были вывезенны из Австрии в Швецию ради спасения
от фашистского произвола. Родители девочек
находились в концлагере..
ТАК ЖИЛИ ЛЕНИНГРАДЦЫ
В
блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?..
нам в сорок третьем
Выдали медали.
И только в сорок пятом -
Паспорта.
Ю. Воронов
Фонякова Элла. Хлеб той зимы 6+
Автобиографичный рассказ
о блокадных днях, и пронзительная история о самой обыкновенной девочке, её
семье и обо всех ленинградцах, не оставивших окружённый город.
« Я сейчас расскажу вам то, что
знаю, помню, вижу до сих пор отчётливо, как в кино. Расскажу о разных людях,
которые жили в старых ленинградских квартирах, и о том, как они сообща
преодолевали непреодолимое… О ленинградских детях, у которых не было игрушек –
потому что игрушки сжигали, чтобы обогреться, и не было санок для катания на
снегу – потому что санки служили погребальным транспортом»
Тамара Цинберг. Седьмая симфония
«…а ты будешь жить! И будешь в
школу ходить, и по Невскому гулять! И играть в футбол… И кушать пирожные!"
В августе 1942 года «Седьмая симфония» Шостаковича прозвучала в
блокадном Ленинграде. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие
Ленинград немецкие войска. Эта музыка звучала как вызов, как набат, как символ
жизни. Враг был поражен, ведь город уже казался мертвым. А люди выстояли…
Маленького Митю мама оставила в голодном, умирающем городе. Заботу о
мальчике берет на себя Катя, сама еще ребенок, но уже повзрослевшая за эти
короткие месяцы войны. Для нее Митя не обуза, а, скорее, - спасение. Одной
труднее, а теперь есть ради кого жить.
«Какое счастье — разделить с
другими то немногое, что ты имеешь».
Маленькие, осиротевшие дети в большом, холодном городе пытаются выжить,
как и миллионы других жителей блокадного Ленинграда. Каждый прожитый день — это
победа, победа над смертью, победа над собой, победа над врагом.
Память о страшных событиях,
которые завершились 75 лет назад, должна жить.
И память эта должна быть настоящей, чтобы судьбы тех, кто сражался и
умирал во имя мира, пробуждали гордость и восхищение. Чтобы памятное «Никто не
забыт и ничто не забыто» всегда звучало в сердцах всех поколений, чтобы эта фраза была не
просто красивым украшением майского парада Победы, а вызывала самые искреннее
чувства.
И эту память,
Как бы нас ни жгло,
Не троньте
Даже добрыми руками.
Когда на сердце камень -
Тяжело.
Но разве легче,
Если сердце - камень?..
Читайте книги о войне!
Комментариев нет:
Отправить комментарий