Боевые будни «Красного Коммунара»
Памятников, связанных с историей железных дорог, в
Челябинске не так много. Но все они «на вес золота». Гордятся южноуральские
железнодорожники своими реликвиями. Обидно только, что горожане не всегда
сведущи в этом вопросе.
Памятник паровозу «Коммунар» стоит на постаменте близ Дворца культуры железнодорожников у входа в главный городской сад им. А.С. Пушкина. Все любуются, фотографируются, дети забираются на самый верх, а какую историю таит в себе этот красавец, многие не знают. И даже не догадываются, что перед ними - свидетель многих исторических событий, памятник ушедшей эпохи…
Этот грузовой паровоз серии ЕС № 350 был изготовлен по заказу царского
правительства в 1915 году в США. Паровозы такого типа называли (скорее
обзывали) «русскими декаподами», что означало принадлежность этих локомотивов к
типу 1-5-0 (локомотивы, имеющие пять движущих осей, т.е. десять ведущих колёс,
отсюда и название «декапод – «десятиног»). Такие машины поставлялись в Россию
накануне Гражданской войны и использовались преимущественно на дорогах Урала,
Сибири и Дальнего Востока. Неудивительно, что судьба многих, в ходе
исторических событий того времени, весьма печальна. Судьба челябинского «американца» непроста, но имеет
счастливый… нет, не конец, счастливое продолжение...
В годы Гражданской войны колчаковцы, отступая из Челябинска, не успев переправить технику в Сибирь, сжигали её на ближайших станциях. На разрушенной электростанции челябинского депо рабочие обнаружили обгоревший остов паровоза ЕС-350. Бездействующий паровоз решили отремонтировать. Это безумная идея воплощалась на голом энтузиазме рабочих. Инструменты, запчасти собирали «с миру по нитке». К весне 1920 года паровоз стал на рельсы и был готов совершить свой первый рейс в обновленном виде. Этот рейс стал ярким событием в судьбе не только этой машины, но и в истории Южно-Уральской железной дороги.
Под именем «Красный Коммунар» паровоз с рекордной скоростью
(за 4 дня) доставил с Южного Урала эшелон с хлебом и мукой голодающим жителям
Москвы, причем, часть пути ему пришлось преодолеть, используя в качестве
топлива старые шпалы, заборы, ветки деревьев и даже сушеную рыбу (благо горела
она хорошо). Так, на рыбной тяге, с поломками, проверками, задержками… важный
груз с тремя десятками вагонов челябинского хлеба был доставлен в Москву.
Москвичи в долгу не остались: премировали «коммунарцев» солдатскими
телогрейками, чайным сервизом и даже дали билет в Большой театр на оперу «Князь
Игорь».
Такой успех, безусловно, вызвал новый трудовой подъём железнодорожников по восстановлению транспорта. Но, к сожалению, после этого знакового события следы легендарного «Коммунара» теряются. Возможно, долгие годы паровоз продолжал работать на Южном Урале.
Спустя много лет, машину, стараниями известного челябинского краеведа, основателя музея истории магистрали - Козырева Александра Ивановича, удалось отыскать на Дальнем Востоке. Как паровоз оказался в распоряжении Амурской железной дороги - остаётся загадкой. Паровоз вернулся в депо станции Челябинск, к которому изначально был приписан. И, благодаря инициативе Александра Ивановича, раскопавшего в архивах историю «хлебного эшелона», был создан памятник, на постаменте которого застыл легендарный «Красный Коммунар».
Комментариев нет:
Отправить комментарий