Студент, какой ты был? Какой ты есть сегодня?
Помните весёлую песенку студента, имеющую непонятное для многих название «Из вагантов». Кто такие ваганты? И причём здесь они, когда содержание песни отражает жизнь самого весёлого и неуёмного «народа» – студентов?
Как
выяснилось, ваганты – это странствующие клирики, «бродячие люди», которые жили
в Средние века в Западной Европе, способные к сочинительству и к исполнению
песен. Что ж, наверное, студенчество можно назвать и сегодня «странствующим»
сословием, весёлым, бесшабашным, беззаботным…
«В «Песенке студента», как признаётся композитор
Давид Тухманов, сочинитель этой песни, я постарался передать озорной и неуемный
дух, свойственный вообще всякой студенческой братии во все времена…»
Так ли это? Верна ли, ставшая уже крылатой, фраза «От сессии
до сессии живут студенты весело…» Или всё-таки отпечаток времени давал свои
результаты, и мы можем сказать, что студент не всегда был таким, каким мы его
представляем.
Надо
отметить, что статус студента всегда был значителен: студенчество являлось
особым сословием, формировавшим впоследствии интеллигенцию – элиту общества.
Сказать,
что современный студент является таковым, довольно трудно. Утверждать не будем.
Но проследить как менялся образ
студента с течением времени, можно, заглянув в хорошую литературу. Ведь только
книга является самым достоверным источником, а писатель самым точным
наблюдателем.
Итак, начнём с века 18-го, когда был образован первый университет (это 1755 г.)…
Одним из
студентов первого выпуска Московского университета был известный нам драматург Денис Фонвизин, который учился на философском
факультете.
Об
университетских буднях он писал в своих воспоминаниях «Чистосердечное признание
в делах моих и помышлениях» (1791) так:
В
бытность мою в
университете учились мы весьма беспорядочно.
Ибо, с
одной стороны, причиною тому была
ребяческая леность…
В 1817 году А.С. Грибоедов сообща с П.А. Катениным написали комедию «Студент». Главный герой – Евлампий Аристархович Беневольский – студент из Казани.
Что мы видим? Того же
«братца», ну или почти… Не очень привлекательный образ здесь у нашего
героя. Студент Беневольский становится шутом в глазах остальных героев пьесы, а
статус студента ставится ему в укор и превращается в обидную кличку.
Главный
персонаж комедии, неловкий провинциал и плохой поэт Беневольский, в доме
богатого петербургского барина Звездова надеется устроить свою карьеру и
семейную жизнь. Звездов был когда-то знаком с его отцом и по неосторожности
обещал в будущем устроить судьбу его сына. Но надежды Беневольского не оправдываются:
после ряда смешных и нелепых ситуаций ему отказывают и в протекции, и в
женитьбе.
|
В 1857 Л.Н. Толстой завершает
трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность». В последней части автор одной
фразой рисует нам образ тогдашних
студентов – «мундир, трехугольная шляпа,
собственные дрожки, собственная комната и, главное, собственная свобода».
О, вот оно! Студенчество – свободный народ!
Евгений Базаров!
Кто его не знает? Всем знаком герой из
повести И. Тургенева «Отцы и дети». Кого не спроси, все могут сказать, что
Базаров-нигилист. И больше, к сожалению, ничего… Признавайтесь,читали в школе
по диагонали? "Тут помню, тут не помню..." Но точно знаю, Базаров-нигилист. И то
хорошо! Ведь приверженность Базарова нигилистическим идеям было модным
среди российских студентов середины XIX века.
В повести Н.Г. Гарина-Михайловского
«Студенты» - главный герой Тёма Карташёв, вырвавшись из-под родительской опеки,
как говорится, хлебнув студенческого воздуха, наломал дров
немалых…Многочисленные соблазны, сомнительное окружение, свобода, нехватка финансовых средств,
«бездонный хаос лекций»…И это 19 век! А что, разве что-то изменилось?
Другой герой Родион
Раскольников… Ну кто же его не знает! Личность известная, правда образ совсем
не привлекательный. Так «позорить» нашего брата?
Старое, ветхое,
студенческое пальто, покрытые толстым слоем пыли тетради и учебники и остатки
знаний, полученных за недолгое время в университете – это образ студента
Раскольникова. А ещё и странные, бредовые идеи, а потом и страшные события….
Как-то получается, что в русской литературе досоветского периода героями произведений становились в основном студенты, являвшие собой отнюдь не лучшие примеры…
А вот уже образ повеселее - герой рассказа А.П. Чехова «Студент». Иван Великопольский —
студент духовной академии, он очень молод, полон жизни, ожидания счастья. Жизнь
для него прекрасна, будущее видится в веселых, ярких красках, ведь он молод,
здоров, силён…
«…и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья, овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».
В произведениях русской литературы XX века складывается гораздо более позитивный образ студента. Советские студенты восстанавливают страну после Великой отечественной войны: возрождают науку, занимаются просвещением малограмотных заводских рабочих, начинают по-настоящему жить и радоваться той жизни, которую они сами создают.
Так пишет Ю.Трифонов в своём романе «Студенты» (более подробно см. на
странице нашего блога http://biblio-jd.blogspot.com/2018/02/blog-post_13.html#more)
Роман В. Осипова «Факультет журналистики» - яркая картина студенчской жизни начала 50-х гг. XX века. Студенты МГУ - будущие филологи, химики, математики, журналисты…-"живописнейшая публика»: беззаботны, веселы, полны энергии…
«…Ощущая себя моложавым ангелом, который, покинув
грешную землю, вновь оказался в любезных своему сердцу райских пущах и кущах,
Пашка Пахомов подошел к первому подоконнику и мгновенно почувствовал, как
легкие его вновь наполняются чистейшим кислородом вольнолюбивой студенческой
беззаботности и легкомыслия.
В пьесе М.Ф. Шатрова
«Лошадь Пржевальского» мы видим студентов 70-80-х гг.: они поют песни группы
«Битлз» и Булата Окуджавы под гитару, пишут стихи, раскрашивают лагерь
«моральными» лозунгами, влюбляются друг в друга, обсуждают работу и
стройотрядовскую жизнь на комсомольских собраниях...
О студенческой жизни
в эпоху перестройки и в лихие 90-е можно прочитать в романах Т. Соломатиной «Коммуна»,
Ю.Завершневой «Высотка», П. Санаева, А. Иванова…
Это романы,
написанные в духе времени, немного грустные, немного жёсткие…время было
трудное, а когда оно было лёгким? «Какие времена, такие нравы». Студенчество шагало и шагает
в ногу со временем всегда…
Конечно, студент сегодня другой: не играет на подоконниках вуза в шашки или карты, а водит пальчиком в телефоне, не карпеет за конспектами, а фотографирует и сканирует, редко, увы, заглядывает в библиотеку, потому что предпочитает «нырять» во всемирную паутину. Но, что-то общее ведь есть во всех студентах разных эпох. Согласитесь… Что?
Наверное, потому что молодость! А молодость - золотая пора, дающая первую свободу, легкомыслие, бесстрашие, беззаботность, возможность совершать безумные поступки, это "гибкость"и лёгкость, а ещё "души прекрасные порывы", первая любовь и....
Комментариев нет:
Отправить комментарий