Юмористическая проза Тэффи
ТЭФФИ
Но темой нашего поста
сегодня будет, как вы уже догадались, юмористический рассказ, написанный
женщиной!
Надежда Александровна Лохвицкая, творившая под псевдонимом Тэффи. Она же "сатирик в юбке", "королева русского юмора", переводчица, поэтесса и просто незаурядная личность. А ещё герой нашего сегодняшнего поста!
Почему мы решили, что произведения Тэффи являются лекарством для души? Потому что смех продлевает жизнь (лишний раз напомним эту известную фразу), потому что каждый её рассказ – это "капля оптимизма", надежда на лучшее, хотя может здесь кто-то с нами и поспорит, но, согласитесь, любое комическое восприятие чего-либо - это, несомненно, успех, ведь за улыбкой всегда можно скрыть грусть. Вспомним нашу Поллианну: поиграем в радость и всё наладится!
Мало кто из наших читателей знаком с творчеством Тэффи, к сожалению. Увы, она не включена в список авторов, обязательных к прочтению в школьной программе. А после школы, как говорится: «трава не расти». Только, пожалуйста, не обижайтесь истинные книголюбы, филологи, лингвисты…Камушек не в ваш огород!
А между прочим, в начале XX века юмористическими рассказами
и фельетонами Тэффи зачитывалась буквально вся образованная Россия. Вот как!
Берите же скорее, образованные люди, томик Тэффи и наслаждайтесь чтением.
С самого первого рассказа вы почувствуете дружественное
расположение автора к Вам, возникнет ощущение, будто вы ведёте непринуждённый
разговор или слушаете забавную историю в самом тесном кругу. Как просто и интересно пишет Тэффи! Великолепный юмор, прекрасный
стиль, чётко передающий дух времени. И не думайте, что это не ваша эпоха.
Ощущение времени в произведениях Тэффи колоссальное, но уж очень созвучны
описываемые «экземпляры» с временем
нашим. Что и говорить, классика всегда
современна! А творчество Тэффи и есть классика!
Просто, образно и очень смешно говорила она о том, что
знакомо каждому. О любви, о службе, об искусстве, о деньгах, о религии… «Едко
высмеивала предрассудки претендующих на богемную жизнь обывателей, снобизм
высшего света и узколобость мещан, тупость низов общества, эмигрантский быт…» Всё
это написано остроумно, тонко, «вкусно», без сарказма, чаще даже с философскими
нотками, но с очень тонким юмором. А ещё
– невероятная магия слов: так называемые «смеющиеся слова» Тэфи (названные так М.
Зощенко). Например: «на все лапы
мастер», «демоническая женщина», «люблю смотреть на человека, которому приятно»,
«смеяться щекотным смехом»… И, конечно же, афоризмы… Мы выбрали самые
оптимистические и жизнеутверждающие:
«Когда идешь по канату, – рассказывал мне один акробат, – никогда не следует думать, что можешь упасть. Наоборот. Нужно верить, что все удастся, и непременно напевать». («Ностальгия»)
«Жизнь, как беллетристика, страшно безвкусна. Красивый, яркий роман она может вдруг скомкать, смять, оборвать на самом смешном и нелепом положении, а маленькому дурацкому водевилю припишет конец из «Гамлета». («О дневниках»)
«Любовь – очень тяжелая штука! Вот сегодня, например, мне до зарезу нужно к портнихе, к дантисту и за шляпой. А я что делаю? Я бегу в Летний сад на свидание». («Счастливая любовь»)
«Не надо бояться. То, чего вы боитесь, уже пришло». («Ностальгия»)
«В каждой душе, даже самой озлобленной и темной, где-то глубоко, на самом дне, чувствуется мне присушенная, пригашенная искорка. И хочется подышать на нее, раздуть в уголек и показать людям – не все здесь тлен и пепел». («Моя летопись»)
«Красота, как оружие самозащиты, признана прочно. Даже самые серьёзные мужчины, искренне осуждающие женщин за чрезмерное занятие своей внешностью, и те не могут устоять против этого закона самозащиты, и выражается он у них в виде робкого жиденького начёса от уха до уха, через лысину». («Жильцы белого света»)
«Дураки обыкновенно хорошо устраиваются в жизни… Никто так много и усердно не советует как дурак». («Дураки»)
«Женщин надо уважать, потому что из них впоследствии выходят наши матери». («Святой стыд»)
«…понесла меня к ним нелёгкая, а раз человека несёт, то роль его не активная, а пассивная, и никаких причин и аргументаций от него требовать не полагается».(«Нелегкая»)
«Но как ни странно, порою ошибки человеческие приносят человеку больше пользы, чем поступки и продуманные, и разумные». («Банальная история»)
«— Семейная жизнь у меня идеальная, — говорила она. — Муж у меня ночной шофер. Я прихожу — его уже нет, а когда он возвращается, меня уже нет. Никогда никаких ссор. Душа в душу». («Психологический факт»)
«Если сидишь под деревом, и птичка испортила тебе шляпку, то тебе совершенно безразлично, что это за птичка – соловей или ворона. Так вот. Изменил ли тебе шекспировский Ромео или приказчик из башмачной лавки – одинаково неприятно». («Бабья доля»)
Грустные нотки, несомненно, есть, и «тонкий» читатель непременно их почувствует. Однако, мы настаиваем на своём: произведения Тэффи имеют эффект библиотерапевтический! Какими бы они ни были: весёлыми или грустными, все же они всегда остроумны и беззлобны, наполнены любовью к персонажам, пониманием человеческих слабостей, состраданием к бедам простых людей... Иначе имя Надежды Лохвицкой, великой Тэффи, не было бы вписано в историю литературы XX века золотыми буквами. А она вошла в нее, оставила колоссальное литературное наследие, ввела моду на «женский юмор» и ушла, так и оставшись загадкой даже для её биографов…
А Тэффи была у нас модница
и тайная греховодница.
Один из грехов был стихи.
Была от духов ароматнейшая
и шляпы носила громаднейшие,
по замыслу бесподобные,
но очень в такси неудобные,
как райские лопухи.
Была она вся элегантная,
высмеивательница галантная,
но не издевательница
спасательница-писательница.
Спасла она юмор не нации,
но все-таки эмиграции,
чтоб та не теряла лица.
Не стала насмешницей хающей
и краешком шляпы слегка
щекочуще,
задела нас издалека.
(Евгений Евтушенко)
2 комментария:
Спасибо, очень интересно!
Спасибо, Людмила)
Отправить комментарий