«Я сегодня нарисую…»
(Очерк 1. Рекомендательно-рисователльный)
Друзья! На дворе июнь! А значит
ЛЕТО! И впереди целых три месяца тепла, беззаботности, вкусностей и…(очень
надеемся на это!) хороших книг!
Что почитать в каникулы ребёнку?
Таким вопросом не задаётся, наверное, сегодня ни один родитель, поскольку
списки предложенных книг школой внушительны, но «осиливает» их не каждый ребёнок. Почему? Потому что, дети
читают мало или не читают совсем. 😞
Что делать? Как «заставить» (но
ведь заставлять не хочется, хочется ведь, чтобы
в удовольствие и с пользой).
Ответ у нас всегда один и он не изменится: Читать вместе с детьми! Хотите читающего ребёнка? Читайте сами! Вместе! Всегда! С раннего детства! Если вы до школы не привили читательского интереса своему ребёнку, поверьте, сделать это будет очень непросто. Тем более, в наше время, когда есть альтернатива электронике…
Мы открываем цикл постов с
красивым названием «Семейному чтению - наше почтение», в которых постараемся
вам помочь прийти к званию «Читающая семья».
С чего начнем? А начнём
мы с бумаги и карандаша, красок и кисточек, пастели и акварели,
фломастеров и ластиков…
Конечно, правильным бы, наверное, было взять первоначально - чтение сказок на ночь. Но, ведь, лето! Хочется ярких красок, радужных оттенков, полевых цветов… Поэтому, разговор о вечерних семейных чтениях оставим на потом. А сегодня уделим внимание другому, не менее важному, занятию - рисованию. Его психологи часто используют в своей практике.
В нашей практике "микс" «Рисование+чтение» тоже весьма полезен. У всех у нас при чтении складываются разные картинки. Воплотить это на листочке удаётся не всем. Извините, у кого, какое воображение! Ну и художественные дарования, конечно!
Рисование –
одно из самых приятных занятий для малыша. Его изобретательность и находчивость
не имеет границ и порой родитель даже не
может себе представить, насколько богата фантазия ребёнка. Вспомним маленького принца и его барашка из сказки А. Экзюпери.
Ну какой бы взрослый догадался, что в ящике сидит барашек? Или, что слон, проглоченный удавом, очень со стороны напоминает шляпу?
Прочтите "Маленького принца", взрослые (да, да, эта книга для вас). Откроете для себя много нового и может, сможете нарисовать барашка, или удава так, как надо...
«Взрослые очень странные люди»
«Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из
них об этом помнит»
Хотите увидеть как видит мир «ваше чадо»? Легко. Предложите ему взять в руки краски и кисточки и попробовать нарисовать то, о чём вы ему прочтете. А если вы сами присоединитесь к процессу, будет, просто, шикарно!
Есть такие книги, которые сами помогут вам в этом. Вот, например, старое забытое издание 1980 г. «Быль-сказка о карандашах и красках» В.В. Курчевского.
Нашли мы
его, к сожалению лишь в электронном варианте. А книга хороша! В занимательной сказочной
форме, при помощи забавного крошечного персонажа Чуфело, автор знакомит юного
читателя-художника с элементами изобразительного мастерства.
Есть ещё одна замечательная книга Т. Михеевой «Жили-были карандаши»
Прекрасно иллюстрирования книга о жизни цветных карандашей, которые жили в коробке юного художника, а потом состарились. О том, как создаются цвета и что можно нарисовать, когда у тебя всего два цвета, или три… О том какие есть оттенки и как они правильно называются. И всё это в интересном сказочном повествовании.
"Как же сделать, чтобы простые краски стали волшебными и чтобы они радовали людей…?"
У Евгения Пермяка есть чудо-рассказ «Волшебные краски». Здесь есть ответ. Так и быть, раскроем вам секрет (промолчать не сможем, но, надеемся, что вы, обязательно, прочтёте эту сказочную историю)
«Так случается не только с красками, но и с
обыкновенным топором или швейной иглой и даже с простой глиной. Так случается
со всем, к чему прикасаются руки самого великого из самых великих волшебников –
руки трудолюбивого, настойчивого человека».
А в другом рассказе этого же писателя « На все цвета радуги», можно узнать что значит «петь красочно», и жить в многообразии вкусов.
Есть сказки «про карандаши и краски» у замечательного детского писателя, художника-иллюстратора, режиссера-мультипликатора В. Сутеева.
«Три котёнка», «Капризная кошка», «Мышонок и карандаш», «Петух и краски» - все эти сказки позволяют маме читать с интересом, а ребёнку фантазировать и учиться рисовать… Пошагово нарисовать кошку, узнать как раскрасить петуха, познакомиться с цветами, нарисовать пейзаж…
Книги В. Г. Сутеева надо не только читать, но обязательно долго рассматривать. Это же настоящие мультфильмы. Только каждый новый кадр остановлен, и на него можно любоваться сколько угодно долго.
Есть чудесное стихотворение у Корнея Чуковского «Закаляка»:
Дали Мурочке тетрадь,
Стала Мура рисовать.
«Это — козочка рогатая.
Это — ёлочка мохнатая.
Это — дядя с бородой.
Это — дом с трубой».
«Ну, а это что такое,
Непонятное, чудное,
С десятью ногами,
С десятью рогами?»
«Это Бяка-Закаляка
Кусачая,
Я сама из головы её выдумала».
«Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?»
«Я её боюсь!»
Попробйте–ка
нарисовать свою бяку-закаляку: страшную-ужасную или, наоборот, очень
симпатичную.
А, помните, родители, стихотворение С. Михалкова «Рисунок»… Ну чем не путеводитель в мир художника-пейзажиста..
Я карандаш с бумагой взял,
Нарисовал дорогу,
На ней быка нарисовал,
А рядом с ним корову.
Направо
дождь, налево сад,
В саду пятнадцать точек,
Как будто яблоки висят
И дождик их не мочит.
Я сделал
розовым быка,
Оранжевой — дорогу,
Потом над ними облака
Подрисовал немного.
И эти
тучи я потом
Проткнул стрелой. Так надо,
Чтоб на рисунке вышел гром
И молния над садом.
Я черным
точки зачеркнул,
И означало это,
Как будто ветер вдруг подул
И яблок больше нету.
Еще
я дождик удлинил —
Он сразу в сад ворвался,
Но не хватило мне чернил,
А карандаш сломался.
И я поставил стул на стол,
Залез как можно выше
И там рисунок приколол,
Хотя он плохо вышел.
А взять в руки томик стихов Юнны Мориц, Ирины Токмаковой, Юрия Кушака, Михаила Яснова...! Какая великолепная фантазия в голове может родиться, ну так и захочется её воплотить на холсте.
Рисуйте и читайте! Читайте и рисуйте! В творчестве и чтении - большое наслаждение! А если это совместное созидание - мать и дитя, дружная семья, то может получится что-то шедевральное, как, например, в стихотворении М. Яснова "Вот как я семью нарисовал"
Вот как я семью нарисовал:
Мама — круг,
А бабушка — овал,
Папа — треугольник,
Младший братик —
Этот замечательный квадратик.
Как же я себя изображу?
По бумаге пёрышком вожу,
То туда вожу им,
То обратно я —
Получилось что-то непонятное:
Уголки,
Неровные края…
Мама, неужели это я?
Комментариев нет:
Отправить комментарий