11.08.2021

 

На солнечной стороне улицы

Хватай свой плащ, свою кепку,

Оставь свои печали у порога…

Жизнь может быть так сладка

На солнечной стороне улицы!

(«On the sunny side of the street»)


Жизнь может быть так сладка, когда читаешь хорошую книгу. Когда ты утопаешь в прекрасном слоге, в счастливых воспоминаниях, растворяешься в интересных биографиях… С такими книгами «душа поёт» и хочется с ними никогда не расставаться… Друзья, вы когда-нибудь слышали книгу? Нет, не слушать (если вы имеете в виду аудиокнигу), а именно слышать? Такое бывает! Если эту книгу пишет очень талантливый человек.

К величайшей радости такой автор в современной русской литературе есть. И мы с превеликим удовольствием скажем: 


Ха! – скажете вы – кто не знает Дину Рубину! Один «Бабий ветер» сколько наделал шума: вихрем налетел на «читающую братию», увлёк её своею «новизной», «эпатажностью»… Кто-то разочаровался, кто-то «отложил на потом», кто-то «тихо» восхитился… Но не о «Бабьем ветре» сегодня речь… Лекарство для души – книга Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы»!

Экая древность! – скажите вы – да когда это было… Было. Однако не все читали! В  2007 году этот роман стал лауреатом премии «Большая книга»! БОЛЬШАЯ, действительно, но не только по объёму; роман вмещает в себе столько жизни, столько событий, столько ярких красок… Буквально каждая страница как лоскутное одеяло, где каждый кусок – это  «разноцветная радуга красок жизненных явлений»… Казалось бы, в романе всего две сюжетные линии: жизнь Кати Щегловой и  жизнь её дочери Веры, но.… Всё, что происходит вокруг этих двух героинь: события, люди, пейзажи… показывают такое многообразие жизни, что захватывает дух. И так это написано мастерски, что   слышишь, вдыхаешь, осязаешь, напеваешь… Вы только послушайте:

 «… музыка улиц послевоенного Ташкента. С утра под звяканье бидонов выпевал густо голос молочницы: «Моль-лё-коу! Кислий-пресний мол-лё-коу! Ей вторил голос другой, помоложе: «Кисляймляка! Кисляймляка!»…

«Чуть позже раздавалось шарканье галош, и зычный голос старьёвщика раскатывал-разворачивал: «Шар-ра-бар-ра пак-пайм! Ста-а-арий вэшшшш!»

«А спустя несколько лет над этими разрозненными звуками, голосами, припевками, певучими зазывами, высоко распахнётся, блаженно их накрывая, беспредельный ангельский шатёр «Джа-ама-а-а-а-ай-ки!»

 «Торговля в городе шла бойко и повсюду. Ломились от фруктов базары, каленые узбеки выносили в тазах, накрытых полосатыми чапанами, горячие, только из тандыра, лепёшки, от которых шёл такой тминный томительный дух, что мимо пройти – никакой возможности»

Ой, как сложно – подумаете вы, наверное. (Увы, современный читатель все больше предпочитает краткость, а вдаваться в причудливые описания природы, быта, внешности людей не  любит). Кстати многие наши читатели, так и говорят: "Нам нужно лёгкое чтение!" Скажем сразу, романы Дины Рубиной ни на один день. Это серьёзное чтение. И только настоящий ценитель русского слова  сможет не просто прочитать,  но и насладится, вкусить, извлечь... Эта книга – удовольствие! Наслаждаться каждой строкой, буквой, абзацем… Это ли не библиотерапия! Кто не оценит, тем не позавидуем.

Многие наши читатели, возвращая непрочитанный роман, сокрушаются, что не осилили скачкообразное повествование. Это не для нас!  Мы читать хотим, а «не мозайку собирать». Поверьте, если не бросите читать сразу, сюжет вас увлечёт и всё, что хотел рассказать автор, станет вам родным и любимым так же, как и для него.

А  о чём этот роман? – спрашивают недоверчиво. О, одним словом и не скажешь. О Ташкенте послевоенном, о блокадной зиме в Ленинграде, о мастерстве художника, о писательстве, о музыке, о незабываемых пейзажах, интересных людях, о любви…

 С этой книгой можно прогуляться по ташкентским улицам, пройтись по рынкам города, заглянуть в чайхану или спастись от солнца под деревьями чинар…

« - Это вы замечательно решили – писать роман о Ташкенте! Такой город не должен быть забыт…»

«Наверное, человеку свойственна привязанность к местам своего детства и юности… Может, потому, что в них, как в зеркале, как на глади озера, запечатлен твой образ в те годы, когда ты был счастлив…»                                                                                                                   

 С этой книгой можно погрузится в мир художника: видеть его глазами, чувствовать запах краски, искусно смешивать цвета, запоминать лица…

«Уже тогда её мучили лица. Однажды увиденное лицо – не каждое, а лишь то, которое просило воплощения в другую жизнь, - не оставляло её никогда, вдруг всплывало во сне или за работой, и она мысленно – как слепой лёгкими беглыми пальцами – ощупывала лепку этого лица, его строй, конструкцию, настроение и цвет…»

«Она и потом будет так же вынашивать картины – сначала бесцельно кружа по дому, машинально касаясь рукой предметов, пробуя поверхность на ощупь, словно бы знакомясь с неведомым веществом мира, незнакомым составом глины…»

«живописи противопоказано электрическое освещение! Оно искажает цвет. Только дневной божеский свет!...Твоё настроение будет зависеть от погоды, привыкай к этому. И ещё….привыкай к одиночеству. Это надолго, на всю жизнь» 

«…эта девочка: худенькая, упрямая, молчит почти целый день… Погружена в какую-то свою жизнь, трудно выразимую, но — бесконечно полную. Рисует все время — вырисовывает мысли, людей, которых встретила, книги, которые прочла… Если б ее оставили в покое, то рисовала бы — как дышит, — не отрывая карандаша от бумаги…»

Эта книга о судьбах: интересных, необыкновенных, обыкновенных и, как-будто, очень знакомых: 

«Почему я следовала за этими судьбами, что мне  в них? Что мне в этой девочке с пристальным взглядом глубоких глаз, что мне в искалеченной судьбе  ее матери? — ведь сколько их, этих искалеченных судеб, да и, — положа руку на сердце, — вы знаете судьбы иные?

Откуда она взялась — такая? Смотрит на все вокруг взглядом отстраненным, пристальным, — словно послана в этот мир для определенной, причем единственной цели — стать свидетелем, да не просто — свидетелем, а оценщиком каких-то изначальных нравственных ценностей, оценщиком непредвзятым, взыскательным, беспощадным… О чем это говорит, — что среда все-таки ничего не значит? Так что ж, все же — душа, все-таки душа?… Так есть Бог или нет? Или все-таки есть? Тогда как и за что, за какие прошлые заслуги в некое тело посылается душа цельная, как алмаз, в ожидании лишь руки, которая с бережной любовью нанесет на нее бесчисленные грани, в которых отразится мир?»

 «А главное,  при дяде Мише обнаружилась целая компания чудаковатых людей, — совсем не похожих на тех, кто жил вокруг Веры и матери, — которые явно любили его и уважали, несмотря на то, что он не всегда являлся к ним трезвым. Эти люди и друг на друга не были похожи, каждый — наособицу, каждый — обладатель какой-нибудь заковыристой судьбы…»

 О любви (конечно, без этого никуда)… Красиво невероятно:

«И никто бы не поверил, что два юных, взрывных и своенравных существа почти все это время прожили в одной квартире на расстоянии братской близости друг от друга. Да Вера потом и сама не могла этого понять и простить себе. А у Стасика понять и оплакать это совсем уже не оставалось времени…»

«Запросы у обоих были мизерные: сырки «Дружба», пирожки с требухой по пять копеек (их каждый день часам к пяти вывозили на тележке к воротам мясокомбината) да лепешка с маслом, особенно если подсушить ее в духовке…»

Вдохнуть в каждую строчку романа жизнь, эмоцию, память, любовь – не простое дело.  Но таланту всё посильно. Роман «На солнечной стороне улицы» - прекрасен!

Так хотелось написать много, столько хотелось раскрыть... Но получилось «мозаично», отрывочно, без прямого повествования (почти как сам роман)  А потому что эмоций "ворох" и хочется, чтобы книгу взяли «здесь и сейчас», немедленно, обязательно…

 PS: Автор поста прочитал роман "n-ное" количество раз…и уверяет – это не  предел! Читать и быть счастливым! Рекомендуем!

Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...