27.11.2015

Юбилей журналов "Новый мир" и "Нева"


  Журнал «Новый мир» выходит в Москве с 1925 года. Тогдашний редактор газеты «Известия» Ю. М. Стеклов предложил создать на базе издательства «Известия» ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал, что и было осуществлено. Первый год руководство журналом находилось в руках А. В. Луначарского (который оставался членом редколлегии вплоть до 1931 года) и Ю. М. Стеклова; ответственным секретарем был Ф. Гладков. Потом и в «Известиях» и в «Новом мире» Стеклова сменил И. И. Скворцов-Степанов. В 1926 году руководство журналом было поручено критику Вячеславу Полонскому. В 1931 году руководство перешло к главному редактору «Известий» И. М. Гронскому, но в 1937 году Гронский был арестован, этому предшествовала резкая партийная критика «Нового мира» в связи с публикациями Бориса Пильняка и защитой писателя редакцией журнала. Пост редактора занял В. П. Ставский, в 1941 году его сменил В. Р. Щербина. После войны главным редактором стал известный писатель К. М. Симонов, а в 1950-м - не менее известный Александр Трифонович Твардовский (1910-1971), создатель «Страны Муравии» и «Василия Теркина».
Это первое пребывание Твардовского на посту главного редактора было недолгим. Из-за острых для того времени публикаций В. Померанцева, Ф. Абрамова, М. Щеглова и М. Лифшица он был в 1954 году отстранен от руководства. На его место вернулся К. Симонов, при котором был напечатан роман В. Дудинцева «Не хлебом единым», вызвавший большие споры и ставший, несмотря на скромные литературные достоинства, серьезным общественным событием. В 1958 на пост главного редактора возвращается Твардовский. Именно тогда начинается период в жизни журнала, неразрывно связанный с его именем. Слова «Новый мир», «журнал Твардовского» становятся символическими, вызывающими восторг и уважение у одних читателей, и зубовный скрежет у других (особенно в официальных инстанциях). О тех годах, о той редакции, ее судьбе написано немало, в том числе и на страницах «Нового мира». «Новый мир» Твардовского являет собой одну из ярких страниц истории русской журналистики. Твардовский-редактор стал одним из самых замечательных журнальных деятелей не одного только советского периода. Благодаря Твардовскому на страницах журнала смогла появиться небольшая повесть «Один день Ивана Денисовича» (1962) неизвестного тогда рязанского учителя Александра Солженицына, ставшая вехой не только в литературной, но и политической жизни страны. Активная позиция журнала в литературных и общественных вопросах (выражаемая, конечно, в меру возможности из-за цензурных притеснений) вызывала в 60-е годы как открытую бурную полемику в печати, так и жесткую закулисную борьбу. В 1970 году Твардовский был отстранен с поста главного редактора, и вскоре умер. После Твардовского журнал возглавляли В. А. Косолапов, С. С. Наровчатов, В. В. Карпов. А с 1986 года, с началом «перестройки и гласности», журнал впервые возглавил беспартийный писатель - известный прозаик Сергей Павлович Залыгин.  При нем в 1991 году тираж журнала взмыл на рекордную высоту в два миллиона семьсот тысяч экземпляров (тираж в сущности невероятный для толстого литературного журнала и возможный только в эйфории тогдашней «перестройки»). «Чернобыльская тетрадь» Григория Медведева, «Стройбат» Сергея Каледина, «Авансы и долги» экономиста Николая Шмелева... Все подобные (памятные многим) публикации давалась с большим трудом, но каждая была очередным прорывом от политики контролируемой «гласности» к подлинной свободе слова. Успех журнала был также связан с публикацией многих ранее запрещенных в СССР книг, таких как «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, «Котлован» Андрея Платонова, «1984» Джорджа Оруэлла, но особенно - произведений Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Раковый корпус».

   История русской словесности ХХ века - со всеми ее сложностями и противоречиями, со всей ее славой и позором - так или иначе запечатлена на страницах «Нового мира». Если воспользоваться избитым выражением «столбовая дорога литературы», то дорога эта всегда проходила через «Новый мир». Лучше всего просто привести список известнейших произведений, напечатанных (полностью или частями) в разное время на страницах журнала. «Черный человек» Сергея Есенина, «Лейтенант Шмидт» Бориса Пастернака, «Хождение по мукам» и «Петр Первый» Алексея Толстого, «Золотая цепь» Александра Грина, «Россия, кровью умытая» Артема Веселого, «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Севастополь» и «Люди из захолустья» А. Малышкина, «Соть» и «Скутаревский» Леонида Леонова, «Гидроцентраль» Мариэтты Шагинян, рассказы Исаака Бабеля, «Энергия» Федора Гладкова, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» Михаила Шолохова, воспоминания Андрея Белого, «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского, «Моя Африка» Бориса Корнилова, «Испанский дневник» Михаила Кольцова, американский роман «О'кэй» Бориса Пильняка, рассказы Андрея Платонова, «Я убит подо Ржевом» и «Теркин на том свете» Александра Твардовского, «Буря» Ильи Эренбурга, «Творцы дорог» Николая Заболоцкого, «Дым отечества» К. Симонова, «Витя Малеев в школе и дома» Н. Носова, переводы С. Маршака из Роберта Бернса, «За правое дело» Василия Гроссмана, «Корабельная чаща» Михаила Пришвина, «Не ко двору» Владимира Тендрякова, «Сирота» Николая Дубова, «Сережа» Веры Пановой, «Районные будни» Валентина Овечкина, «Владимирские проселки» Владимира Солоухина, «На Иртыше» Сергея Залыгина, «Большая руда» Георгия Владимова, «Прощай, Гюльсары!» Чингиза Айтматова, «Тишина» Юрия Бондарева, «На испытаниях» И. Грековой, «Вологодская свадьба» Александра Яшина, «Театральный роман» Михаила Булгакова, «Созвездие Козлотура» Фазиля Искандера, «Святой колодец» и «Уже написан Вертер» Валентина Катаева, «В августе сорок четвертого (Момент истины)» Владимира Богомолова, «Обмен» Юрия Трифонова, «Из жизни Федора Кузькина» Бориса Можаева, «Сотников» Василя Быкова, поэмы Евгения Евтушенко и Андрея Вознесенского, «Блокадная книга» Даниила Гранина и Алеся Адамовича, «Дом» Федора Абрамова... Перечислять можно бесконечно. Есть такой термин – «большая литература»; и невозможно отрицать, что большая литература этих советских десятилетий возникала в основном на страницах «Нового мира».
  Со дня выпуска  первого номера литературно-художественного журнала «Нева»  в 2015 году исполнилось 60 лет.
  За прошедшие десятилетия на его страницах публиковались произведения выдающихся мастеров отечественной литературы: М. Зощенко и М. Шолохова, В. Каверина и Л. Чуковской, Л. Гумилева и Д. Лихачева, А. Солженицына и Д. Гранина, Ф. Абрамова и В. Конецкого, Аркадия и Бориса Стругацких, В. Дудинцева, Л. Пантелеева, В. Курочкина, В. Быкова и Б. Васильева, К. Воробьева и Ю. Нагибина, С.Довлатова, Г. Горбовского, А. Володина, А. Кушнера, В Сосноры, А. Житинского, М. Чулаки и многих других писателей. Ряд произведений, опубликованных в «Неве», был удостоен Государственной премии.
   И сегодня журнал остается верен традициям петербургской литературной периодики. С каждым годом ряды авторов «Невы» пополняются новыми яркими именами. На ее страницах читатель всегда найдет современную прозу и поэтические подборки как известных мастеров литературы, так и тех, кому еще только предстоит обрести популярность.

Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...