«И нет в целом мире прекрасней родимой деревни моей».
Вот с таким красивым
названием открылась на абонементе семейного чтения новая выставка. Хотя среди наших
читателей, в основном, горожане, взять книгу с полки хочется каждому. Деревенская тема любима многими. Кто-то
вспоминает своё деревенское детство, другие узнали популярные сериалы, снятые
по романам «Вечный зов», или «Тихий дон», а для кого-то это совершенно новый,
неизведанный «пласт» литературы..
Есть в
русской литературе целое направление «деревенская проза», которое получило
распространение в 50-80-х годах прошлого столетия.
Крупнейшими представителями этого
направления считаются Ф.А.Абрамов, В.И. Белов, В.Г. Распутин, В.М. Шукшин, В.П.
Астафьев, Е. Носов, Б. Можаев и другие авторы. Книги этих авторов представлены на этой выставке.
Читайте деревенскую
прозу! Это не только рассказ о деревне и ее жителях, это - разговор о
нравственности, любви к природе, хорошего, доброго отношения к людям...
Василий Шукшин
«Я не мог ни о чем рассказывать, зная
деревню… Я был здесь смел, я был здесь сколько возможно самостоятелен».
Рассказы В. М. Шукшина – это эпизоды, взятые из деревенской
жизни, короткие сценки из жизни села, где драматическое часто перемешивается с
комическим. Писатель очень хорошо знал проблемы
жителей села и сумел озвучить их на всю страну. Он создал галерею русских типов, внес новые черты в понятие
русского национального характера.
В своих героях, простых деревенских жителях, Шукшин пытался
найти разгадку, смысл бытия человеческого. Он хотел показать, что в обычной
жизни, когда, кажется, не происходит ничего примечательного, есть великий
смысл, подвиг самой жизни.
Вот, например, в рассказе
«Дядя Ермолай» думы и мысли писателя о жизни тех, кого уже нет, об их «немудрёной»,
рабочей жизни:
«И его тоже поминаю - стою над могилой, думаю. И дума моя о
нем - простая: вечный был труженик, добрый, честный человек. Как, впрочем, все
тут, как дед мой, бабка. Простая дума. Только додумать я ее не умею, со всеми
своими институтами и книжками. Например: что был в этом, в их жизни, какой-то
большой смысл? В том именно, как они ее прожили. Или - не было никакого смысла,
а была одна работа, работа... Работали да детей рожали. Видел же я потом других
людей... Вовсе не лодырей, нет, но... свою жизнь они понимают иначе. Да и сам я её теперь понимаю иначе! Но только
когда смотрю на их холмики, я не знаю: кто из нас прав, кто умнее?
Вот такие, простые, смешные, грустные, но
очень-очень глубокие рассказы о жизни...
Деревенская тема звучит во
многих других произведениях Василия Шукшина: в романе «Любавины», в повестях
«Калина красная», «До третьих петухов», пьесе «Энергичные люди»…
Фёдор Абрамов
«Я горжусь тем, что я вышел из деревни»
Всё своё творчество Фёдор
Абрамов посвятил родной северной деревне. В каждом произведении живописное
описание деревни как на картине. Вот отрывок из романа «Братья и сёстры»:
«Зимой, засыпанные снегом и окружённые со всех сторон лесом.
пинежские деревни мало чем отличаются друг от друга. Но по весне, когда
гремучими ручьями схлынут снега. Каждая деревня выглядит по-своему. Одна, как
птичье гнездо, лепится на горе, или щелье по-местному; другая вылезла на самый
бережок Пинеги - хоть из окошка закидывай лесу; третья кругом в травяных
волнах, всё лето слушает даровую музыку луговых кузнечиков».
А это из повести
«Деревянные кони»:
Я любил эту тихую деревушку, насквозь пропахшую молодым
ячменём. Мне нравились старинные колодцы с высоко вздёрнутыми журавлями,
нравились вместительные амбары на столбах с конусообразными подрубами - чтобы
гнус не мог подняться с земли. Но особенно меня восхищали пижемские дома -
большие бревенчатые дома с деревянными конями на крышах»...
Интересны
рассказы и повести: «Безотцовщина», «Пелагея»,
«Алька», «О чем плачут лошади», «Бревенчатые мавзолеи»… Но главным его детищем стала тетралогия о
большой семье Пряслиных и их селе Пекашино. Тетралогия включает 4 романа:
«Братья и сёстры», «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья», «Дом». В этих романах -
история большой дружной семьи кузнеца Пряслина. Через биографию этой
семьи показана история страны. Пряслины - самый «крепкий корень» жизни, на таких
людях стоит деревня и вся страна.
«Главный дом человек в
душе у себя строит. И тот дом в огне не горит и в воде не тонет. Крепче всех
кирпичей и алмазов стоит»...
Анатолий Иванов
«Народ, переставший
гордиться прошлым, забывший прошлое, не будет понимать и настоящего. Он станет
равнодушным ко всему, отупеет и, в конце концов, превратится в стадо…»
Анатолий Иванов – русский прозаик и
сценарист, писавший романы на деревенскую тему. Основными темами его произведений
является тема революции в сибирских сёлах, коллективизации и Великой
Отечественной войны. Среди наиболее известных произведений - «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов». По этим книгам в 1970—1980-е годы были сняты известные многосерийные телефильмы,
которые помнят и любят люди старшего поколения.
Однако этими
масштабными трудами библиография Анатолия Степановича не исчерпывается. Не только эпические
романы мастерски выходили из-под пера Анатолия Степановича, но и жизненные
повести, поражающие своей реалистичностью и надрывом чувств: «Жизнь на
грешной земле», «Повесть о несбывшейся любви», «Печаль полей», «Повитель»,
«Ермак», «Алкины песни…
Валентин Распутин
«Я вырос в деревне. Она меня вскормила, и рассказать о ней -
моя обязанность».
Родная земля для
Валентина Распутина была источником вдохновения. Его рассказы и повести - о большой любви к своей Родине и о боли, которую ничем не заглушить, потому
что умирает всё, что связано с деревней. Писатель всегда призывал хранить и беречь провинцию, потому что
считал, что именно в деревнях и селах еще жива настоящая Россия.
Самый известный рассказ В. Распутина «Уроки французского» включён в школьную
программу и великолепно экранизирован. Книги «Живи и помни», «Деньги для
Марии», «Последний срок», «Прощание с Матёрой» давно стали классикой.
Сборник очерков и
рассказов «На Родине» составлен самим
писателем. Он назвал эту книгу «историей болезни» родного края. Болеет родная
земля, умирают деревни, а вместе с ними и природа.
Книга посвящена любви всей его жизни – родному
сибирскому краю, воспетым им Байкалу и Ангаре. Рассказы: «Тетка Улита», «Изба»,
повесть «Пожар», очерки «Русское Устье», «Вниз и вверх по течению»,
представленные в сборнике – крик души и глубокое разочарование в человеке,
который безжалостно уничтожает нашу планету. «Человек – это, конечно, давно не звучит гордо, но надо ли
доводить до того, чтобы это звучало низко?»
Виктор Астафьев
« - А что,
приезжайте к нам на Енисей. Приезжайте! Посидим на берегу, поговорим. Я вам
покажу все деревенские прелести. И ухой угощу…»
Творчество В.П. Астафьева хорошо известно широкому
читателю. «Конь с розовой гривой», «Васюткино озеро», «Фотография, на которой меня нет» – кто не знает этих
рассказов?! Это удивительные картины деревенской жизни и деревенского детства.
Пусть голодного, бедного, но счастливого!
Среди произведений писателя повести и
романы «Пастух и пастушка», «Последний поклон», «Кража», «Печальный детектив»,
«Прокляты и убиты», а также малая проза и публицистика.
Самым ярким, масштабным
повествованием о деревенских буднях является книга «Последний
поклон» - масштабный цикл
автобиографических рассказов и повестей. Повествуя о деревенской жизни в
трудные 30-40-е, Астафьев передает исповедь этого поколения.
В
повестях и рассказах - благодарность судьбе за
возможность общения с природой, с людьми, умевшими жить «миром», спасая
ребятишек от голода, воспитывая в них трудолюбие и правдивость и умение
радоваться малому даже в самые горькие дни своей жизни. Начальные главы «Последнего
поклона» лиричны, с мягким юмором и легкой иронией, тогда как последующие,
направленные против разрушения национальных основ жизни, обличительны и полны
горечи.
Борис Можаев
«Пора и проснуться. Пора уж понять простую истину – всё начинается с земли».
Произведения Бориса
Можаева посвящены русской деревне. «Полюшко-поле», «Земля ждет», «Земля и
руки», «Эксперименты на земле», «Самостоятельность», «Запах мяты и хлеб
насущный»... О житье-бытье советской
деревни написаны также трагикомическая «История села Брёхова, писанная Петром
Афанасьевичем Булкиным», «Старица Прошкина», «Без цели» и другие рассказы и
очерки.
Главным произведением Бориса Можаева стал
роман-дилогия «Мужики и бабы».
Этот роман развеивает миф о добровольном и радостном
объединении крестьянских хозяйств в коллективные. Коллективизация представлена
здесь как трагедия миллионов людей.
Борис Можаев в своих
произведениях не оставлял надежду на то, что деревня когда-нибудь возродится в
своих прежних формах…
«И
зачем живет человек на свете, спрашивается? Красотой полюбоваться... Добро в
себе найти и другим добро сделать... На радость чтобы. А мы рычим друг на
друга, как звери. Тьфу!»
(«Живой»)
«История
не стоит на месте. У нее бывают приливы и отливы. Один период сменяется другим.
Какой бы ни был бурный водоворот, пройдет. Все успокоится и станет на свои места»
(«Мужики
и бабы»)
«Нельзя
надеяться на взаимную любовь и согласие, когда в пределах одного и того же
государства одни потеряли счет своим землям, а другим куренка некуда выпустить»
Комментариев нет:
Отправить комментарий