08.05.2020

Обзор-эссе, обзор-размышление


ИЗ КНИГ ПРАВДИВЫХ О ВОЙНЕ


Помню весну 1995 года… Я, ученица 7 «б» класса, шагаю  в резиновых сапогах по апрельским лужам избитой деревенской дороги.   Мне нужен дом на улице (теперь уже не помню название) то ли Партизанской, то ли Пионерской. Дом с железной табличкой, на которой нарисована красная звезда. Раньше в нашей деревне на домах, в которых жили ветераны Великой Отечественной войны, висели такие таблички. Как же здорово это было придумано! Проходишь мимо такого дома, и сразу уважение и трепетное отношение не только к жильцам, но и к самому дому. Сейчас таких табличек нет, да и ветеранов в моей родной деревне давно нет. Я выросла. Но почему мне помнится та весна? 
В ту весну я  и мои одноклассники получили задание: сходить к ветеранам в гости и расспросить о войне. Дедушка, таким я его запомнила, (хотя, наверное, в то время он и вовсе был не дедушка), рассказывал много, но память... Детская память запомнила лишь отрывки…как жаль! Да что уж говорить, в детстве все воспринимается иначе, с годами только начинаешь осознавать, как это важно… А тогда? Только теперь понимаю, как глупо звучал мой вопрос: «Страшно было?». Страшно, конечно, но ветеран мне ничего не сказал, а только посмотрел очень внимательно и строго…
«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»  - срываются с моих губ теперь строки Юлии Друниной.  И правда: ничего я тогда не знала и не понимала…А ещё поразила меня тогда его  фраза: «Я не смотрю фильмы о войне и книг тоже не читаю, мало правды…Я осмелилась ему не поверить, ведь воспитаны мы были на этих книгах и фильмах. По ним мы войну узнавали... Правды какой? Сейчас понимаю - его собственной. Мы можем представить войну так, как нам о ней рассказывают и показывают, но не доподлинно не знаем, и, дай Бог, никогда не узнаем этого… никогда.
Слишком страшно было... Авторы щадили нас,  и многого рассказывать нельзя было. И сейчас, когда прошло столько лет, история меняется, пересказывается, появляются новые и новые версии многих эпизодов войны. Кому же верить? Много книг о войне написано, в каждой - своя правда. Факты, даты, числа можно исказить, можно ошибиться, скрыть, промолчать, но память человека не изменишь. Человек, который был на войне, видел её своими глазами, тот, кто держал в руках автомат, терял товарищей в страшных боях, только он может называться истинным свидетелем правды.
Константин Симонов писал: «Когда пишешь повесть или роман о таком  тяжком  деле как война, фантазировать и брать факты с потолка как-то не тянет. Наоборот, всюду, где это позволяет твой собственный жизненный опыт, стараешься держаться поближе к тому, что видел на войне своими глазами»
В  1941  году более 1000 писателей ушли на фронт, свыше 400 - не вернулись домой. По горячим следам войны создавали они свои произведения…
Четыре страшных и мучительных года, долгие дни войны, Какими они были?


Константин Симонов. Разные дни войны

К.М. Симонов во время Великой Отечественной войны объездил в качестве военного корреспондента газеты "Красная звезда" многие участки фронта. Все, чему стал очевидцем, он стремился запечатлеть в своих дневниковых записях, которые в послевоенные годы литературно обработал и прокомментировал. Его стихотворение «Жди меня» знает почти каждый. Также он известен для многих, как автор романа о войне  «Живые и мёртвые». А мне недавно попался томик его большого труда «Разные дни войны». Это страницы его дневника. Написанное позволяет погрузиться в водоворот событий на полях сражений и в тылу, увидеть непростые будни военного времени. Это рассказ об основных значимых операциях и сражениях с первого и до последнего дня Великой Отечественной войны… Книга издана в двух частях, но, не смотря на довольно большой объем, читается легко.

«Она – не мемуары профессионального военного и не труд историка, а именно дневник писателя, своими глазами видевшего какую-то частицу событий Великой Отечественной войны…Книга – документальная, в ней нет вымышленных персонажей, и всюду, где я считал себя вправе это сделать, я сохранил подлинные имена и фамилии»

Виктор Астафьев. Прокляты и убиты

Тот ли это Виктор Астафьев, чьими рассказами я зачитывалась в детстве? «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет», «Васюткино озеро». А «Последний поклон»? «Царь-рыба»? Нет… Не тот…Это совершенно другое чтение...
Роман «Прокляты и убиты» написан на основе личных впечатлений писателя-фронтовика. Виктор Астафьев ушёл добровольцем на фронт в 1942 году и до самого конца войны оставался рядовым солдатом, был награждён орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».

Тяжелые кровопролитные бои 1941-1942 годов пробили существенную брешь в рядах советской армии. И призвать на фронт пришлось даже тех, кто не стремился туда попасть. Старообрядцы, верующие, блатные, симулянты, уголовники и просто зеленые мальчишки. Именно из такой разношерстной компании и был сформирован 21-й запасной полк молодых новобранцев. В воинском городке, который автор окрестил «Чертовой ямой» новобранцы проходили обучение перед отправкой на фронт. Там их ждали голод, холод, отсутствие обмундирования и элементарных пригодных для жизни условий. Автор не утаивает омерзительных подробностей солдатского быта.
Кое-как сколоченный резервный батальон бросают на переправу, оборачивающуюся жуткой мясорубкой. Война описывается здесь глазами советских солдат и отчасти немецких. Подробно, жестоко, достоверно… Не простое чтение…очень тяжёлое…Такая правда о войне у Виктора Астафьева.

Даниил Гранин. Мой лейтенант

Выпуская через 60 лет после войны книгу «Мой лейтенант», Даниил Гранин признавался: «Раньше я не хотел писать про войну, считал, что о ней уже есть много замечательных книг. Но в них нет МОЕЙ войны, а она была особенной».
 «Она запомнилась тяжелейшим, каторжным трудом - весной окопы освобождаешь от воды, зимой от снега, долбишь саперными лопатками мороженую землю, строя землянки, - и мыслями об обустройстве быта: куда привезут еду, где достать дрова, чтобы топить землянку. И высшее счастье - баня, чистое белье из вошебойки! Вот об этом я и решил написать».
О книге «Мой лейтенант» мы уже упоминали в нашем блоге http://biblio-jd.blogspot.com/2014/02/blog-post.html#moreНо хочется вернуться к ней снова, раз выдался такой разговор…
Когда я пришел с войны, мне хотелось только одного - поскорее забыть пережитое…
Но разве такое забудешь? В этом романе страшная и некрасивая правда о войне.  Правда о том, что в начале войны наша армия была недостаточно вооружена и не обеспечена хорошим питанием и одеждой. Правда, что наши солдатики в окопах гибли не только от пуль, но и от дистрофии и цинги. И, что страх пахнет мочой, и о том, что когда при обширном обморожении человеку отрезают руки и ноги – получается "самовар", о том, что когда от цинги выпадают зубы и если эти зубы попытаться вставить назад – они могут прижиться... А еще о том, что голод и страх заставляют забыть о патриотизме, чести и совести
И при всём этом наши солдаты могли сдерживать атаки и не дать кольцу сжаться. Ленинград выстоял.
Прочитать. И содрогнуться от правды подробностей той войны.
.
Виктор Некрасов. В окопах Сталинграда 

Он отказался от брони       
И оказался на фронте.       
И написал своей кровью   
                                           Правду про Сталинград...   
Игорь Круглов   
 Повесть " В окопах Сталинграда", опубликованная в 1946 году в журнале "Знамя" (1946, № 8—10), была одной из первых правдивых книг о войне. "Повесть Некрасова — безупречная правда" – говорил Даниил Гранин. "Робкой попыткой показать кое-что, как это есть" называл Валаам Шаламов. Высокая оценка фронтовиков - очевидцев и участников войны…
«Вика любил повторять, что писателем он стал случайно. После второго ранения под Сталинградом врач посоветовал ему каждый день по нескольку часов рисовать или писать, чтобы вернуть подвижность пальцев: «разрабатывать мелкую моторику». Вика выбрал письмо, поскольку, будучи ленив, любил полежать, а писать можно, не вставая и не садясь за стол. И вот так, лежа на животе, на своём продавленном  диване и выводя каракули огрызком карандаша, он написал «В окопах Сталинграда» (Л. Лунгина)

      От лица молодого лейтенанта, 28 летнего военного инженера Юрия Керженцева, Виктор Некрасов повествует о массовом отступлении советских войск от Оскола к Волге, о неделях жизни в Сталинграде, сначала мирной, прерванной яростными бомбардировками противника, затем военной – в период ожесточенных боев за Мамаев курган и подходы к городу. Описания действительности часто прерываются ретроспективой в прошлое и размышлениями… 

  «На войне узнаёшь людей по-настоящему. Мне теперь это ясно. Она – как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный. Валега вот читает по складам, в делении путается, не знает, сколько семью восемь, и спроси его, что такое социализм или Родина, он, ей-богу ж, толком не объяснит: слишком для него трудно определяемые словами понятия. Но за эту Родину – за меня, Игоря, за товарищей своих по полку, за свою покосившуюся хибарку где-то на Алтае – он будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны - кулаками, зубами… вот это и есть русский человек»
Эта книга имела принципиальное значение для дальнейшего развития военной темы в литературе. Она стояла у истоков литературы фронтового поколения, которую потом называли "лейтенантской прозой". Виктор Некрасов был признанным её лидером. А вообще, мне кажется, - это очень интересный был человек. Интересную и, возможно, исчерпывающую информацию о нём я нашла на сайте: www.nekrassov-viktor.com. Но и прекрасные воспоминания Лилианы Лунгиной в фильме, а потом  и в книге Олега Дормана «Подстрочник».

Василий Гроссман. Жизнь и судьба

«Я знаю, что моя книга несовершенна, что она не идет ни в какое сравнение с произведениями великих писателей прошлого. Но дело тут не в слабости моего таланта. Дело - в праве писать правду, выстраданную и вызревшую на протяжении долгих лет жизни..

Роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» называют энциклопедией военной жизни. Большое и серьёзное произведение, написанное великолепным литературным языком. Истинные ценители чтения и истории оценят её по заслугам.
Виталий Гроссман - участник Великой Отечественной войны. За участие в Сталинградской битве, в том числе в боях на передовой линии обороны, награждён орденом Красной Звезды. Ему было, что рассказать. Но в романе сама война практически не описана, только с позиций наблюдательных пунктов и судеб людей, на которые она оказала влияние. С большой художественной силой раскрывает автор историческую трагедию русского народа, который, одержав победу над жестоким и сильным врагом, раздираем внутренними противоречиями тоталитарного, лживого и несправедливого строя.
Отнюдь не героическая правда в этом романе. Вместо славных подвигов фронтовой жизни старших советских офицеров и политруков, Гроссман показал пьянство, шкурнические помыслы, доносы, двуличие и слабость характеров.
 Роман «Жизнь и судьба» стал самой значительной книгой Василия Гроссмана. Он был написан в 1960 году, отвергнут советской печатью и изъят органами КГБ. Чудом сохраненный экземпляр был впервые опубликован в Швейцарии в 1980, а затем и в России в 1988 году.

Виталий Закруткин. Матерь человеческая

Виталий Закруткин в самом начале войны ушёл добровольцем на фронт. Он был корреспондентом армейских и фронтовых газет и в своих репортажах и очерках выступал не как наблюдатель, а как непосредственный участник сражений. От Ростова до Берлина прошел войну, наравне со всеми участвовал в боях, переносил все тяготы окопной жизни: голод, холод, болезни. Писать случалось, где придется, времени для "творческих мук", как позже вспоминал Закруткин, не было. В своих дневниках и очерках он подробно описал бои под Моздоком, оборону Грозного, бои за Горячий Ключ, за Марухский перевал...
«Кавказские записки» - об участниках героической обороны Кавказа; «Дорогами большой войны» - о подвигах советских воинов, которые прошли по военным дорогам от Кавказа до Берлина. Повесть «Матерь человеческая» навсегда останется в сердцах тех, кто однажды её прочтёт. Это даже не повесть, - это гимн, песня, поэма простой русской женщине.

 «Эту женщину я не мог, не имел право забыть. Нелегкая её жизнь, чистая душа, характер глубокий и добрый, наконец, то, как в   полном одиночестве пережила она те страшные месяцы, которые стали для нее великим испытанием – все это было мне известно…»
Каратели дотла сжигают хутор, а жителей – одних убивают, других угоняют в неволю. И вот на пепелище остается одна женщина, мужа и сына которой повесили немцы.
«Я не могу жить… – давясь слезами, шептала Мария, – я не хочу жить… Разве можно так жить?».
 И все же героиня находит внутренние силы, которые помогают не только выжить, но и выстоять, не потерять ни милосердие, ни душевное тепло, ни достоинство, ни, наконец, надежду и веру. Поселившись в погребе на родном пепелище, Мария с большим трудом организовала свой скудный быт.
Мария, матерь божья, не совершала деяний, за которые причисляли к лику святых, но она родила бога. Мария, матерь человеческая, не совершила подвигов, за которые награждали орденами, - она дала жизнь своему ребенку, она дала жизнь детям, не ею рожденным. Величие этой женщины - в простоте каждого прожитого дня, в тяжелейшем труде, в желании жить.

Константин Воробьёв. Убиты под Москвой
Знакомство с творчеством Константина Воробьева началось ещё в школе. Повесть «Убиты под Москвой» была рекомендована к прочтению. Школьник радуется обычно маленькому объёму…прочитаю быстро…Но книга эта «вселенского масштаба».  Долго-долго ещё события и эпизоды прочитанного не оставляют тебя.  В этой книге почти нет вымысла. Все, о чем в ней рассказано, было пережито, выстрадано самим автором. Нелёгкая судьба у этого человека, а военная биография – очень страшная: подумать только, он прошёл шесть лагерей...
«Повесть «Убиты под Москвой» не прочтешь просто так, на сон грядущий, потому что от нее, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки, хочется единственного: чтоб никогда-никогда не повторилось то, что произошло с кремлевскими курсантами, погибшими после бесславного судорожного боя, в нелепом одиночестве под Москвой» (В. Астафьев)
Книга художественная – в ней не ставилась цель документально отразить все события. В основу положена судьба кремлёвских курсантов, брошенных на защиту Москвы в один из самых тяжёлых моментов. Главная тема в книге – показать отчаянное положение советских войск под Москвой, когда в бой бездумно бросались все имеющиеся в наличие силы, чтобы остановить немцев.
Константин Воробьев – мастер военной прозы. Его повести «Это мы, Господи!..», «Крик» написаны также сильно и  правдиво.       

Михаил Бубеннов. Белая береза


Не знаю, каким чудом попала эта книга мне в руки. Никогда не слышала я о писателе Михаиле Бубеннове. Привлекло название, вспомнилось стихотворение Сергея Васильева «Я помню, ранило берёзу…». Учила в классе третьем, наверное, а запомнилось на всю жизнь… Удивительно, как это стихотворение и роман М. Бубеннова «Белая берёза» перекликаются.


 «Но мы столицу отстояли,
 спасли берёзу под Москвой…

Михаил Бубеннов – участник войны, военный корреспондент газет «За Родину» и «Боевое знамя». На фронтовых дорогах, в перерывах между работой в армейской печати собирал материал для этой книги. 
Роман воссоздает события первых месяцев Великой Отечественной войны - наступление гитлеровцев под Москвой осенью 1941 года и отпор, который дали ему советские солдаты.

«Озеров был так захвачен боем, что не мог ни о чем думать. Он был в состоянии бессознательного, но полного отречения от всех мыслей о себе. Он не слышал взрывов снарядов и свиста пуль. Ему некогда было думать об опасности, о смерти, которая грозила ему каждое мгновение. Ему также некогда было думать и о том, чтобы на виду у подчиненных показать свое бесстрашие и презрение к смерти. Каждая минута боя заставляла делать множество разных дел, и все дела, которые требовали немедленного выполнения, поглощали без остатка напряженное внимание капитана Озерова, все силы его души».
 Выстоял воин в этом страшном бою, не допустил врага к Москве. Выстояла и береза. «А среди этого страшного поля… где все было попрано смертью, на небольшом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая береза».

 «...О войне писать трудно... Счастлив, кто не знает ее, и я хотел бы пожелать всем  добрым  людям и не знать ее никогда, и не ведать, не носить раскаленные угли в сердце, сжигающие здоровье и сон... Трудно писать о войне, хотя во мне «моя война» идет и идет своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое». (Виктор Астафьев)
И мне было трудно рассказать об этих книгах, рассказать так, чтобы вы заинтересовались и прочитали их. Рекомендую также к прочтению книги писателей-фронтовиков: Б. Васильева, В. Быкова, К. Богомолова... И стихи Ю. Друниной, Б. Окуджавы, О. Берггольц…У каждого из них «своя война», а мы, чем больше прочитаем, тем больше будем знать о том, какая она была…
Много книг написано о войне и все они заслуживают быть прочитанными. Не для того, чтобы расстраиваться и «бередить раны», как жалуются многие. Эти книги – память о тех, кто не вернулся с войны…
 
 «Неужели только великие люди не исчезают вовсе? Неужели только им суждено и посмертно оставаться среди живущих? А от обычных, от таких, как они все, что сидят сейчас в этом лесу, — до них здесь так же сидели на траве, — неужели от них от всех ничего не остаётся? Жил, зарыли, и как будто не было тебя, как будто не жил под солнцем, под этим вечным синим небом, где сейчас властно гудит самолёт, взобравшись на недосягаемую высоту. Неужели и мысль невысказанная и боль — все исчезает бесследно? Или все же что-то остаётся, витает незримо, и придёт час — отзовётся в чьей-то душе? И кто разделит великих и невеликих, когда они ещё пожить не успели? Может быть, самые великие — Пушкин будущий, Толстой — остались в эти годы на полях войны безымянно и никогда ничего уже не скажут людям. Неужели и этой пустоты не ощутит жизнь?»(Григорий Бакланов)






1 комментарий:

Светлана Милянюк комментирует...

Поздравляю с юбилейным Днём Победы! Желаю, чтобы вокруг Вас был мир и покой, а в сердце — надежда и радость!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...