ИЗ КНИГ ПРАВДИВЫХ О ВОЙНЕ
Помню
весну 1995 года… Я, ученица 7 «б» класса, шагаю
в резиновых сапогах по апрельским лужам избитой деревенской дороги. Мне
нужен дом на улице (теперь уже не помню название) то ли Партизанской, то ли
Пионерской. Дом с железной табличкой, на которой нарисована красная звезда. Раньше
в нашей деревне на домах, в которых жили ветераны Великой Отечественной войны,
висели такие таблички. Как же здорово это было придумано! Проходишь мимо такого
дома, и сразу уважение и трепетное отношение не только к жильцам, но и к самому
дому. Сейчас таких табличек нет, да и ветеранов в моей родной деревне давно
нет. Я выросла. Но почему мне помнится та весна?
В
ту весну я и мои одноклассники получили
задание: сходить к ветеранам в гости и расспросить о войне. Дедушка, таким я
его запомнила, (хотя, наверное, в то время он и вовсе был не дедушка),
рассказывал много, но память... Детская память запомнила лишь отрывки…как жаль!
Да что уж говорить, в детстве все воспринимается иначе, с годами только
начинаешь осознавать, как это важно… А тогда? Только теперь понимаю, как глупо
звучал мой вопрос: «Страшно было?». Страшно, конечно, но ветеран мне ничего не
сказал, а только посмотрел очень внимательно и строго…
«Кто
говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» - срываются с моих губ теперь строки Юлии
Друниной. И правда: ничего я тогда не
знала и не понимала…А ещё поразила меня тогда его фраза: «Я не смотрю фильмы о войне и книг тоже
не читаю, мало правды…Я осмелилась ему не поверить, ведь воспитаны мы были на
этих книгах и фильмах. По ним мы войну узнавали... Правды какой? Сейчас понимаю
- его собственной. Мы можем представить войну так, как нам о ней рассказывают и
показывают, но не доподлинно не знаем, и, дай Бог, никогда не узнаем этого…
никогда.
Слишком
страшно было... Авторы щадили нас, и
многого рассказывать нельзя было. И сейчас, когда прошло столько лет, история
меняется, пересказывается, появляются новые и новые версии многих эпизодов
войны. Кому же верить? Много книг о войне написано, в каждой - своя правда.
Факты, даты, числа можно исказить, можно ошибиться, скрыть, промолчать, но память
человека не изменишь. Человек, который был на войне, видел её своими глазами,
тот, кто держал в руках автомат,
терял товарищей в страшных боях, только он может называться истинным свидетелем
правды.
Константин
Симонов писал: «Когда пишешь повесть или
роман о таком тяжком деле как война, фантазировать и брать факты с
потолка как-то не тянет. Наоборот, всюду, где это позволяет твой собственный
жизненный опыт, стараешься держаться поближе к тому, что видел на войне своими
глазами»
В 1941 году
более 1000 писателей ушли на фронт, свыше 400 - не вернулись домой. По горячим
следам войны создавали они свои произведения…
Четыре страшных
и мучительных года, долгие дни войны, Какими они были?
Константин Симонов. Разные дни войны
Виктор Астафьев. Прокляты и убиты
Тот ли это Виктор Астафьев, чьими рассказами я зачитывалась в
детстве? «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет», «Васюткино
озеро». А «Последний поклон»? «Царь-рыба»? Нет… Не тот…Это совершенно другое
чтение...
Роман «Прокляты и убиты»
написан на основе личных впечатлений писателя-фронтовика. Виктор Астафьев ушёл
добровольцем на фронт в 1942 году и до самого конца войны оставался рядовым
солдатом, был награждён орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».
Кое-как сколоченный резервный батальон бросают на переправу,
оборачивающуюся жуткой мясорубкой. Война
описывается здесь глазами советских солдат и отчасти немецких. Подробно,
жестоко, достоверно… Не простое чтение…очень тяжёлое…Такая правда о войне у
Виктора Астафьева.
Даниил Гранин. Мой лейтенант
«Она запомнилась тяжелейшим, каторжным трудом
- весной окопы освобождаешь от воды, зимой от снега, долбишь саперными
лопатками мороженую землю, строя землянки, - и мыслями об обустройстве быта:
куда привезут еду, где достать дрова, чтобы топить землянку. И высшее счастье -
баня, чистое белье из вошебойки! Вот об этом я и решил написать».
О книге «Мой лейтенант» мы уже упоминали в нашем блоге http://biblio-jd.blogspot.com/2014/02/blog-post.html#more. Но хочется вернуться к ней снова, раз выдался такой разговор…
Но разве такое забудешь? В этом романе
страшная и некрасивая правда о войне.
Правда о том, что в начале войны наша армия была недостаточно
вооружена и не обеспечена хорошим питанием и одеждой. Правда, что наши
солдатики в окопах гибли не только от пуль, но и от дистрофии и цинги. И, что страх пахнет мочой, и о том, что
когда при обширном обморожении человеку отрезают руки и ноги – получается
"самовар", о том, что когда от цинги выпадают зубы и если эти зубы
попытаться вставить назад – они могут прижиться... А еще о том, что голод и
страх заставляют забыть о патриотизме, чести и совести…
И при всём этом наши солдаты могли сдерживать
атаки и не дать кольцу сжаться. Ленинград выстоял.
Прочитать. И содрогнуться от правды
подробностей той войны.
.
.
Виктор Некрасов. В окопах Сталинграда
И оказался на фронте.
И написал своей кровью
Игорь Круглов
Повесть " В окопах Сталинграда", опубликованная в 1946 году в журнале "Знамя" (1946, № 8—10), была одной из первых правдивых книг о войне. "Повесть Некрасова — безупречная
правда" – говорил Даниил Гранин. "Робкой попыткой показать кое-что,
как это есть" называл Валаам Шаламов. Высокая оценка фронтовиков -
очевидцев и участников войны…
«Вика любил повторять, что писателем он стал случайно. После второго ранения под
Сталинградом врач посоветовал ему каждый день по нескольку часов рисовать или
писать, чтобы вернуть подвижность пальцев: «разрабатывать мелкую моторику».
Вика выбрал письмо, поскольку, будучи ленив, любил полежать, а писать можно, не
вставая и не садясь за стол. И вот так, лежа на животе, на своём продавленном диване и выводя каракули огрызком карандаша,
он написал «В окопах Сталинграда» (Л. Лунгина)
От лица молодого лейтенанта,
28 летнего военного инженера Юрия Керженцева, Виктор Некрасов повествует о
массовом отступлении советских войск от Оскола к Волге, о неделях жизни в
Сталинграде, сначала мирной, прерванной яростными бомбардировками противника,
затем военной – в период ожесточенных боев за Мамаев курган и подходы к городу.
Описания действительности часто прерываются ретроспективой в прошлое и
размышлениями…
«На
войне узнаёшь людей по-настоящему. Мне теперь это ясно. Она – как лакмусовая
бумажка, как проявитель какой-то особенный. Валега вот читает по складам, в
делении путается, не знает, сколько семью восемь, и спроси его, что такое
социализм или Родина, он, ей-богу ж, толком не объяснит: слишком для него
трудно определяемые словами понятия. Но за эту Родину – за меня, Игоря, за
товарищей своих по полку, за свою покосившуюся хибарку где-то на Алтае – он
будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны - кулаками, зубами… вот
это и есть русский человек»
Эта книга имела
принципиальное значение для дальнейшего развития военной темы в литературе. Она
стояла у истоков литературы фронтового поколения, которую потом называли "лейтенантской прозой". Виктор Некрасов был признанным её лидером. А вообще,
мне кажется, - это очень интересный был человек. Интересную и, возможно,
исчерпывающую информацию о нём я нашла на сайте: www.nekrassov-viktor.com. Но и прекрасные
воспоминания Лилианы Лунгиной в фильме, а потом и в книге Олега Дормана
«Подстрочник».
Василий
Гроссман. Жизнь и судьба
«Я знаю,
что моя книга несовершенна, что она не идет ни в какое сравнение с
произведениями великих писателей прошлого. Но дело тут не в слабости моего
таланта. Дело - в праве писать правду, выстраданную и вызревшую на протяжении
долгих лет жизни...»
Роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»
называют энциклопедией военной жизни. Большое и серьёзное произведение, написанное великолепным литературным языком. Истинные ценители
чтения и истории оценят её по заслугам.
Отнюдь
не героическая правда в этом романе. Вместо славных подвигов фронтовой жизни старших советских
офицеров и политруков, Гроссман показал пьянство, шкурнические помыслы, доносы, двуличие и слабость
характеров.
Роман «Жизнь и
судьба» стал самой значительной книгой Василия Гроссмана. Он был написан в 1960
году, отвергнут советской печатью и изъят органами КГБ. Чудом сохраненный
экземпляр был впервые опубликован в Швейцарии в 1980, а затем и в России в 1988
году.
Виталий
Закруткин. Матерь человеческая
«Кавказские записки» - об участниках героической обороны
Кавказа; «Дорогами большой войны» - о подвигах советских воинов, которые прошли
по военным дорогам от Кавказа до Берлина. Повесть «Матерь человеческая» навсегда
останется в сердцах тех, кто однажды её прочтёт. Это даже не повесть, - это гимн, песня, поэма
простой русской женщине.
Каратели дотла сжигают хутор, а жителей –
одних убивают, других угоняют в неволю. И вот на пепелище остается одна
женщина, мужа и сына которой повесили немцы.
«Я не могу жить…
– давясь слезами, шептала Мария, – я не хочу жить… Разве можно так жить?».
И все же героиня находит внутренние силы,
которые помогают не только выжить, но и выстоять, не потерять ни милосердие, ни
душевное тепло, ни достоинство, ни, наконец, надежду и веру. Поселившись в
погребе на родном пепелище, Мария с большим трудом организовала свой скудный быт.
Мария, матерь божья, не совершала деяний, за которые причисляли к
лику святых, но она родила бога. Мария, матерь человеческая, не совершила
подвигов, за которые награждали орденами, - она дала жизнь своему ребенку, она
дала жизнь детям, не ею рожденным. Величие этой женщины - в простоте каждого
прожитого дня, в тяжелейшем труде, в желании жить.
Константин Воробьёв. Убиты под
Москвой
Знакомство
с творчеством Константина Воробьева началось ещё в школе. Повесть «Убиты под
Москвой» была рекомендована к прочтению. Школьник радуется обычно маленькому
объёму…прочитаю быстро…Но книга эта «вселенского масштаба». Долго-долго ещё события и эпизоды
прочитанного не оставляют тебя. В этой
книге почти нет вымысла. Все, о чем в ней рассказано, было пережито, выстрадано
самим автором. Нелёгкая судьба у этого человека, а военная биография – очень
страшная: подумать только, он прошёл шесть лагерей...
Книга художественная – в ней не ставилась
цель документально отразить все события. В основу положена судьба кремлёвских
курсантов, брошенных на защиту Москвы в один из самых тяжёлых моментов. Главная
тема в книге – показать отчаянное положение советских войск под Москвой, когда
в бой бездумно бросались все имеющиеся в наличие силы, чтобы остановить немцев.
Константин Воробьев – мастер военной прозы.
Его повести «Это мы, Господи!..», «Крик» написаны также сильно и правдиво.
Михаил
Бубеннов. Белая береза
Не
знаю, каким чудом попала эта книга мне в руки. Никогда не слышала я о писателе
Михаиле Бубеннове. Привлекло название, вспомнилось стихотворение Сергея
Васильева «Я помню, ранило берёзу…». Учила в классе третьем, наверное, а
запомнилось на всю жизнь… Удивительно, как это стихотворение и роман М.
Бубеннова «Белая берёза» перекликаются.
«Но мы
столицу отстояли,
спасли берёзу
под Москвой…
Михаил Бубеннов – участник войны, военный корреспондент газет «За Родину» и «Боевое
знамя». На
фронтовых дорогах, в перерывах между работой в армейской печати собирал
материал для этой книги.
Роман воссоздает события
первых месяцев Великой Отечественной войны - наступление гитлеровцев под
Москвой осенью 1941 года и отпор, который дали ему советские солдаты.
Выстоял воин
в этом страшном бою, не допустил врага к Москве. Выстояла и береза. «А среди
этого страшного поля… где все было попрано смертью, на небольшом голом
пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая
береза».
«...О войне писать трудно... Счастлив, кто не знает ее, и я хотел бы
пожелать всем добрым людям и не знать ее никогда, и не ведать, не
носить раскаленные угли в сердце, сжигающие здоровье и сон... Трудно писать о
войне, хотя во мне «моя война» идет и идет своим ходом, не умолкая, не оставляя
меня и мою память в покое». (Виктор Астафьев)
И мне было трудно
рассказать об этих книгах, рассказать так, чтобы вы заинтересовались и
прочитали их. Рекомендую также к прочтению книги писателей-фронтовиков: Б. Васильева, В. Быкова, К. Богомолова... И стихи Ю. Друниной, Б.
Окуджавы, О. Берггольц…У
каждого из них «своя война», а мы, чем больше прочитаем, тем больше будем знать
о том, какая она была…
Много книг написано о войне и все они заслуживают быть
прочитанными. Не для того, чтобы расстраиваться и «бередить раны», как жалуются
многие. Эти книги – память о тех, кто не вернулся с войны…
«Неужели только
великие люди не исчезают вовсе? Неужели только им суждено и посмертно
оставаться среди живущих? А от обычных, от таких, как они все, что сидят сейчас
в этом лесу, — до них здесь так же сидели на траве, — неужели от них
от всех ничего не остаётся? Жил, зарыли, и как будто не было тебя, как будто не
жил под солнцем, под этим вечным синим небом, где сейчас властно гудит самолёт,
взобравшись на недосягаемую высоту. Неужели и мысль невысказанная и боль — все
исчезает бесследно? Или все же что-то остаётся, витает незримо, и придёт час —
отзовётся в чьей-то душе? И кто разделит великих и невеликих, когда они ещё
пожить не успели? Может быть, самые великие — Пушкин будущий, Толстой —
остались в эти годы на полях войны безымянно и никогда ничего уже не скажут
людям. Неужели и этой пустоты не ощутит жизнь?»(Григорий
Бакланов)
1 комментарий:
Поздравляю с юбилейным Днём Победы! Желаю, чтобы вокруг Вас был мир и покой, а в сердце — надежда и радость!
Отправить комментарий