Легенды железных дорог
Жизнь моя железная дорога...
М.
Алигер
Для
того, кто выбрал для себя профессию железнодорожника, эти слова будут девизом
навсегда. Быть железнодорожником интересно и почётно. Это аксиома! Как мир
преобразился в 19 веке, когда всё только началось! А сейчас? В 21 веке – без
железнодорожного сообщения мы не представляем своего существования!
«С чего начинается любая железная
дорога? Вовсе не с вокзальной сутолоки, не с рельсов и шпал, не с земляных
работ и даже не с чертежей-проектов, а с маленького деревянного колышка,
который забивает в землю человек с очень важной профессией –
инженер-изыскатель.» Марина Улыбышева в книге «Гвардейцы железных дорог»
повествует нам очень интересно о появлении профессии инженера путей сообщения.
«Профессия
эта древняя. Только раньше на Руси таких людей именовали не инженерами, а
розмыслами. Корнем этого названия было слово «мысль». Розмысл – человек,
который размышлял над тем как соорудить, что-нибудь нужное…» Со временем таких
людей стали называть инженерами, а как появилась железная дорога, уж эта
отрасль без инженера (этакого розмысла) просто бы не смогла существовать.
Сказать по правде, «легенд» много, ведь в
железнодорожной отрасли нюансов не счесть, направлений – тьма. Мы в
своём посте ограничимся уральскими самородками.
И расскажем о выдающихся инженерах-изыскателях нашего края. Нам есть чем
гордится! А для общего ознакомления у нас есть
книги, доступные в своём изложении любому читателю, даже тем, кто далёк от железнодорожной профессии.
Творцы новой техники Ефим и Мирон Черепановы
Мы, уральцы, можем похвастаться, что железнодорожная
отрасль берет своё начало именно у нас. Многие знают, что
первый паровоз в России сконструировали отец и сын Черепановы, работавшие на Демидовских
заводах в Нижнем Тагиле. Изобретение Черепановых быстро вышло из употребления и
осталось в истории, скорее, курьезом, чем началом паровозного дела. Но история этого изобретения заслуживает того, чтобы о нём помнили. А биографии
двух уральских мастеров заслуживают аплодисментов!👏
Изобретатели-самоучки происходили из приписных
крестьян Выйского завода. Не имея специального инженерного образования, они стали
настоящей легендой в истории российских железных дорог. Паровоз – вершина
творчества Черепановых, а до него ими были созданы множество других
изобретений: рудоподъёмные, водоотливные, винторезные, строгальные,
мукомольные, золотопромывочные машины… По
словам самих Черепановых, они всю жизнь старались «неослабно заводить машины для пользы заводов и облегчения сил
трудящихся». Что касается паровоза Черепановых и
дороги, по которой он двигался – это целая история! «В тот день на Выйское поле шли люди
и становились вдоль линии чугунных колесопроводов. Тяжёлые городские ворота
открылись, и вскоре появился сухопутный пароход – машина невиданная, ни на что
не похожая, с высокой дымящейся трубой, сверкающей начищенными бронзовыми частями.
На площадке у рукояток стоял Мирон
Черепанов.
Пыхтя паром, мелькая спицами колес,
пароход покатил мимо молчаливой толпы. Затем Мирон повернул какую-то рукоятку,
клуб пара вылетел из трубы, и машина ускорила ход. Машинист довёл паровоз до
тупика и дал задний ход. Обратно машина шла очень быстро. Следующий рейс
пароход сделал с прицепной повозкой пудов на 200 груза. А позже в повозку
забралось десятка два-три людей, пожелавших стать первыми пассажирами" (Свидетельство
очевидца)
Об изобретениях Черепановых и их судьбе можно прочитать в статьях и
книгах, которые мы любезно вам предоставим, если вы пожелаете:
Кроме того, «погуглив» в интернете можно посмотреть
занятное документальное кино, а на сайте музея “Дом Черепановых»,
который находится в Нижнем Тагиле, совершить виртуальную прогулку http://museum-nt.ru/.
«Талантлив был, во все стороны талантлив».
А. М. Горький
С неё, родимой, и с
прибытием первого поезда в Челябинск, наш город зажил совсем другой жизнью:
торговой, богатой, промышленной… Золотыми буквами вписано имя Николая Гарина-Михайловского в историю нашего
края. Он принимал участие в строительстве
Самаро-Златоустовской железной дороги, вёл изыскания на участке «Уфа-Златоуст», который
позднее стал начальным пунктом Транссибирской магистрали. Благодаря
техническому таланту и живому уму Гарина-Михайловского, железная дорога от Уфы
до Златоуста прошла без единого тоннеля. Проложенная по долинам Сима, Юрюзани, Ая,
приспособленная к рельефу местности железная дорога сэкономила множество денег
и во многом это заслуга
Гарина-Михайловского. Южно-Уральский участок Самаро-Златоустовской
железной дороги был самым сложным в строительстве Транссиба. В особенности
перегон от Кропачево до Вязовой. Когда едешь на поезде вдоль Юрюзани, то хорошо
видишь все эти выемки в скалах, насыпи. Поезд вылетает на мост через Юрюзань и
несется дальше, петляя вместе с рекой. Так вот
этот перегон был спроектирован непосредственно Гариным-Михайловским.
И никто, возможно, не
догадывается, какое трудное это было строительство:
горы, горные речки, болота, бездорожье, жара и мошкара летом, морозы
зимой. А ещё изнурительный труд, отсутствие техники, сложные участки: надо было взрывать скалы, делать опорные
стенки, строить мосты…
Новатор Виктор Харитонович Балашенко
«Озарения? Увы, они
меня не посещают. По-моему конструктор прежде всего должен уметь работать… Потом
надо уметь, начав дело, завершить его…»
Есть у нас книги этого замечательного человека,
каждый читатель может познакомиться с трудами выдающегося изобретателя:
«нет выше счастья, как
работать во славу своей отчизны и сознавать, что работой этой приносишь не
воображаемую, а действительную пользу»
Н.
Гарин-Михайловский.
Комментариев нет:
Отправить комментарий