01.08.2020

Инженеры путей сообщения ЮУЖД


Легенды железных дорог

Жизнь моя железная дорога...
М. Алигер

Для того, кто выбрал для себя профессию железнодорожника, эти слова будут девизом навсегда. Быть железнодорожником интересно и почётно. Это аксиома! Как мир преобразился в 19 веке, когда всё только началось! А сейчас? В 21 веке – без железнодорожного сообщения мы не представляем своего существования!
«С чего начинается любая железная дорога? Вовсе не с вокзальной сутолоки, не с рельсов и шпал, не с земляных работ и даже не с чертежей-проектов, а с маленького деревянного колышка, который забивает в землю человек с очень важной профессией – инженер-изыскатель.» Марина Улыбышева в книге «Гвардейцы железных дорог» повествует нам очень интересно о появлении профессии инженера путей сообщения.
Оказывается:
«Профессия эта древняя. Только раньше на Руси таких людей именовали не инженерами, а розмыслами. Корнем этого названия было слово «мысль». Розмысл – человек, который размышлял над тем как соорудить, что-нибудь нужное…» Со временем таких людей стали называть инженерами, а как появилась железная дорога, уж эта отрасль без инженера (этакого розмысла) просто бы не смогла существовать.
Наша публикация имеет название «Легенды железных дорог». Наверное, это неправильно, ведь, если верить словарям, легенда - это рассказ о реальных людях или событиях, который сочетается с элементами фантастики. Но разве это не фантастика - быть таким выдающимся, интересным, умным, деятельным и совершенно не ленивым…. Интересно? Будем восхищаться и брать пример!
Сказать по правде, «легенд» много, ведь в железнодорожной отрасли нюансов не счесть, направлений – тьма. Мы в своём посте ограничимся уральскими самородками.  И расскажем о выдающихся инженерах-изыскателях нашего края. Нам есть чем гордится! А для общего ознакомления у нас есть  книги, доступные в своём изложении любому читателю, даже тем, кто далёк от железнодорожной профессии.

Творцы новой техники Ефим и Мирон Черепановы
Мы, уральцы, можем похвастаться, что железнодорожная отрасль берет своё начало именно у нас. Многие знают, что первый паровоз в России сконструировали отец и сын Черепановы, работавшие на Демидовских заводах в Нижнем Тагиле. Изобретение Черепановых быстро вышло из употребления и осталось в истории, скорее, курьезом, чем началом паровозного дела. Но история этого изобретения заслуживает того, чтобы о нём помнили. А биографии двух уральских мастеров заслуживают аплодисментов!👏

Изобретатели-самоучки происходили из приписных крестьян Выйского завода. Не имея специального инженерного образования, они стали настоящей легендой в истории российских железных дорог. Паровоз – вершина творчества Черепановых, а до него ими были созданы множество других изобретений: рудоподъёмные, водоотливные, винторезные, строгальные, мукомольные, золотопромывочные машины…  По словам самих Черепановых, они всю жизнь старались «неослабно заводить машины для пользы заводов и облегчения сил трудящихся». Что касается паровоза Черепановых и дороги, по которой он двигался – это целая история! «В тот день на Выйское поле шли люди и становились вдоль линии чугунных колесопроводов. Тяжёлые городские ворота открылись, и вскоре появился сухопутный пароход – машина невиданная, ни на что не похожая, с высокой дымящейся трубой, сверкающей начищенными бронзовыми частями. На площадке у рукояток стоял Мирон Черепанов.
 Пыхтя паром, мелькая спицами колес, пароход покатил мимо молчаливой толпы. Затем Мирон повернул какую-то рукоятку, клуб пара вылетел из трубы, и машина ускорила ход. Машинист довёл паровоз до тупика и дал задний ход. Обратно машина шла очень быстро. Следующий рейс пароход сделал с прицепной повозкой пудов на 200 груза. А позже в повозку забралось десятка два-три людей, пожелавших стать первыми пассажирами" (Свидетельство очевидца)
Об изобретениях Черепановых  и их судьбе можно прочитать в статьях и книгах, которые мы любезно вам предоставим, если вы пожелаете:
Кроме того, «погуглив» в интернете можно посмотреть занятное документальное кино, а на сайте музея “Дом Черепановых», который находится в Нижнем Тагиле, совершить виртуальную прогулку http://museum-nt.ru/.
Рыцарь железных дорог Николай Гарин-Михайловский
«Талантлив был, во все стороны талантлив».
 А. М. Горький 

Что не говорите, а мы, уральцы, везунчики на талантливых людей! Кабы, не Гарин-Михайловский, приехавший к нам строить железную дорогу…
С неё, родимой, и с прибытием первого поезда в Челябинск, наш город зажил совсем другой жизнью: торговой, богатой, промышленной…  Золотыми буквами вписано имя  Николая Гарина-Михайловского в историю нашего края.  Он принимал  участие в строительстве Самаро-Златоустовской железной дороги, вёл изыскания на участке «Уфа-Златоуст», который позднее стал начальным пунктом Транссибирской магистрали. Благодаря техническому таланту и живому уму Гарина-Михайловского, железная дорога от Уфы до Златоуста прошла без единого тоннеля. Проложенная по долинам Сима, Юрюзани, Ая, приспособленная к рельефу местности железная дорога сэкономила множество денег и во многом это заслуга  Гарина-Михайловского. Южно-Уральский участок Самаро-Златоустовской железной дороги был самым сложным в строительстве Транссиба. В особенности перегон от Кропачево до Вязовой. Когда едешь на поезде вдоль Юрюзани, то хорошо видишь все эти выемки в скалах, насыпи. Поезд вылетает на мост через Юрюзань и несется дальше, петляя вместе с рекой. Так вот этот перегон был спроектирован непосредственно Гариным-Михайловским.

И никто, возможно, не догадывается, какое трудное это было строительство: горы, горные речки, болота, бездорожье, жара и мошкара летом, морозы зимой. А ещё изнурительный труд, отсутствие техники, сложные участки: надо было взрывать скалы, делать опорные стенки, строить мосты…
 «Про меня говорят, что я чудеса делаю, и смотрят на меня большими глазами, а мне смешно. Так мало надо, чтобы все это делать. Побольше добросовестности, энергии, предприимчивости -- и эти с виду страшные горы расступятся и обнаружат свои тайные, никому не видимые, ни на каких картах не обозначенные ходы и проходы, пользуясь которыми можно удешевлять и сокращать значительно линию».
 Труд инженера-строителя железных дорог был жизненным призванием Николая Георгиевича. Талантливейший, предельно честный, серьезно и скрупулезно относившейся к своему делу. Он отдавался строительству весь, без остатка и даже литературный труд не заставил его расстаться с любимой профессией.  Да, да, для тех, кто не знает или не припоминает: Гарин-Михайловский ещё и  великолепный писатель!
 

 И мы, уральцы, увековечены в литературном творчестве Гарина-Михайловского. О нас он писал в  «Путевых очерках», в повести «Лешее болото», в очерке «Вариант», в рассказах  «Бродяжка» и «Бабушка».
Новатор Виктор Харитонович Балашенко
Имя Виктора Харитоновича Балашенко известно не только на Урале, не только у нас в стране, но и далеко за её пределами. Заслуженный изобретатель, кандидат технических наук, лауреат Сталинской и Государственной премий, трижды почетный железнодорожник. За годы своей творческой деятельности Балашенко разработал и внедрил столько новшеств, что даже специалисты затрудняются подсчитать хотя бы приблизительно суммарный экономический эффект. Жаль, что многие свои технические творения ему приходилось «пробивать», доказывая их целесообразность и жизнеспособность. Два крупнейших его изобретения: снегоземле­уборочная машина (ЗУБ) и путерихтовочная машина, работающая в непрерывном режиме (ПРБ), – до сих пор функционируют на сети дорог.
















     На счету конструктора 14 авторских свидетельств: тракторный снегоочиститель, навесной роторно-снегоуборочный механизм, рельсоочистительная машина,, шпалоподбивочная подъёмная машина, кюветоочиститель, прорезокопатель, шпалоперегоночная машина, машина для замены шпал… Неутомимый труженик, одержимый профессией. Люди, знавшие в разные годы Виктора Балашенко, даже не могут представить его вне  любимого дела изобретательства. Он всё время работал, не любил праздничные и выходные дни. Годами не ходил в отпуска.
«Озарения? Увы, они меня не посещают. По-моему конструктор прежде всего должен уметь работать… Потом надо уметь, начав дело, завершить его…»
Есть у нас книги этого замечательного человека, каждый читатель может познакомиться с трудами выдающегося изобретателя:

   Южно-уральская железная дорога – одна из крупнейших магистралей России, её история удивительна и прекрасна. Люди, которые участвовали в создании этой  дороги, трудились на ней и работают сейчас – необыкновенные. В их трудах, заботах, творчестве, изобретениях – слава ЮУЖД. Мы гордимся!   Не о всех рассказали мы,  выбрали самых-самых  - это наши легенды. Не все они были коренными уральцами, но работали во славу нашего края, нашей дороги, нашей Родины!
«нет выше счастья, как работать во славу своей отчизны и сознавать, что работой этой приносишь не воображаемую, а действительную пользу»  

                                                                                        Н. Гарин-Михайловский.

Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...