В городке незначительном, так далеко от
столицы,
На окраине самой, всех граждан в лицо узнавая,
Жил вокзал небольшой, аккуратный, почти без амбиций,
Хоть и станция в городе Энском была узловая.
Он гордился, что реки стальные стекались послушно
С городов самых разных родных, а ещё заграничных,
Прямо к стенам кирпичным его, принимал всех радушно.
Не встречают гостей так тепло на вокзалах столичных.
Он грустил, если видел и чувствовал: рушится пара,
Расстаются, грустят, по живому себя, отрывая.
Подпевал и чуть-чуть пританцовывал, если гитара
Наполняла мелодией, что родилась на Гаваях.
Он приветствовал все поезда незаметным поклоном,
Те свистели в ответ на ходу, разбегаясь по свету.
Если я с ним встречалась, то мне он казался влюблённым
В горожан и в гостей, в поезда, в жизнь бурлящую эту.
Елена Стёпина Стратович
Поезда… Перроны… Вокзалы… Какими манящими и загадочными предстают перед нами неизвестные нам города и сёла, когда наблюдаешь за ними из окна вагона. Как с нетерпением ждёшь продолжительных остановок, чтобы выйти и поближе познакомиться с большим городом или маленькой станцией в три улицы в глубинке нашей необъятной страны. Предлагаю отправиться в познавательное виртуальное путешествие из Челябинска в Адлер… К морю и солнцу… И познакомиться с вокзалами и станциями, которые встретятся нам в пути! Отправляемся!
Начинаем путешествие из родного города Челябинска, где нас провожает один из красивейших вокзалов нашей страны. Здание современного вокзала было открыто 5 ноября 1965 года. Двухэтажное помещение (его площадь — чуть более 20 000 кв. м., высота залов ожидания — 16 метров), где одновременно и с комфортом могут разместиться до 6 тысяч пассажиров. Витражное остекление второго этажа было проведено в 1985-1988 годах по проекту ленинградских художников А. Королева и В. Буканова. В 1999-2005 годах в ходе реконструкции были значительно усилены конструкции, была выполнена новая наружная отделка, прежний кровельный материал заменён металлочерепицей. Существенно обновлён интерьер: вместо бетона и штукатурки унылых тонов использована плитка из отделочного камня с металлическими вставками. Стала другой и система освещения здания: вместо прожекторов в центре куполов применены угловые светильники отражённого света. А также появилась наружная подсветка. На центральной лестнице установлен фонтан с каменным шаром, вращаемым потоками воды. В правом крыле помещения организован зимний сад с декоративным прудом. Стены залов ожидания украсили гравюры златоустовских мастеров, рассказывающие об истории железных дорог и города Челябинска. Гравюры разбиты на 4 тематические группы. На первой группе изображено строительство Транссибирской магистрали и приезд царя Николая II, который является основателем и руководителем начала строительства магистрали. Вторая группа отображает фрагменты работы железной дороги. Вклад Урала в победу в Великой Отечественной войне изображен на третьей группе гравюр, и последняя группа показывает картины нашей жизни. Для отделки было использовано 25 тыс. кв. м. камня. Это мрамор, гранит, змеевик, с ювелирной точностью подобранные по цвету и фактуре. Только гранита присутствует более 10 сортов с многочисленными оттенками. Его доставляли со всего Урала и из Башкирии. Камень зелёного оттенка, хи-бинит, привезли из Мурманской области, а благородный габбро - из Карелии.
Обновлённое здание приняло пассажиров в год 70-летия со дня образования Челябинской области и Южно-Уральской железной дороги. 24 августа 2004 г. вокзал торжественно открывали первый президент ОАО «РЖД» Г.М. Фадеев, полномочный представитель президента в УрФО П. Латышев, губернатор Челябинской области П.И. Сумин.
Пассажиры челябинского вокзала останавливаются посередине зала, в самом центре звезды, выложенной на полу, и начинают притопывать, прихлопывать и даже петь песни, потому что от звезды разносится редкой красоты эхо. Челябинская звезда прославилась на весь свет — сюда стали наведываться музыканты, чтобы поиграть, послушать эхо и тут же его записать.
Всего в здании железнодорожного вокзала четыре фонтана. Фонтан возле входа называется «Каменный цветок». Он искусно отделан змеевиком, похожим на пятнистую шкуру рептилии. За счёт оригинальной подсветки создаётся иллюзия блеска уральских самоцветов. В центре фонтана «Шар», самого маленького фонтана, находится большой шар из гранита, который крутится на струе воды. Он призван уверить пассажиров в собственных силах — любые преграды можно сдвинуть на жизненном пути. Не случайно фонтан расположен на лестнице, ведущей на второй этаж. Гордостью вокзала стал фонтан, украшенный статуей «Россия», выполненной мастерами города Касли. В 1900 г. для Всемирной выставки в Париже уральские умельцы вместе со знаменитым чугунным павильоном изготовили большую коллекцию художественного литья. Была там и скульптура Николая Лаврецкого «Россия». Президент Франции Эмиль Лубе выложил баснословную сумму, чтобы все экспонаты каслинских мастеров приобрести для республики. Согласие на продажу было получено, но без «России». Торг был долгим, но ответ один: «Россия не продаётся». Сегодня эта дева, закованная в доспехи, — точная копия той, парижской. Она символизирует собой русскую державу, охраняя покой граждан.
Что представляет собой железнодорожный вокзал сейчас: это залы ожидания на 400 посадочных мест, более 20 касс, детский игровой зал и изолированные комнаты для мам с грудными детьми. В высотной части здания находятся гостиничные номера на 90 мест, в том числе 4 люкса, 7 повышенной комфортности, для пассажиров с детьми и специально оборудованные номера для инвалидов. Челябинск может похвастаться вокзалом, который долгое время считается одним из лучших образцов советской архитектуры. Душой и украшением привокзальной площади по праву считают привокзальную церковь. Открытие состоялось 14 октября 2004 года. Здание церкви и колокольню создали на пожертвования железнодорожников и вклады поставщиков и фирм-перевозчиков. Церковь воздвигнута в честь иконы Божией Матери Смоленской «Одигитрия», что в переводе означает «Путеводительница». В народе издавна её почитают как покровительницу путешественников.
А теперь немного истории. Первый челябинский вокзал был построен практически одновременно с прибытием первого поезда. Это было более чем скромное деревянное здание. Оно не было предназначено для долговременного ожидания поезда. В конце октября 1892 года на станции было построено новое одноэтажное кирпичное здание. Прослужило оно достаточно долго.
После образования в 1934 году Южно-Уральской железной дороги была проведена реконструкция здания вокзала с надстройкой второго этажа. Только к концу 50-х годов XX века стало очевидно, что существующий вокзал не справляется с возросшим пассажиропотоком. За сутки он мог пропустить через себя 50 тыс. пассажиров. Начались работы по проектированию нового здания вокзала. В 1982 г. старое здание вокзала, где расположились служебные кабинеты станции «Челябинск-главный», вошел в государственный реестр культурного наследия.
Мы прибываем на станцию Чебаркуль, где нас встречает новый вокзал, построенный в 2009 году вместо снесенного старого вокзала, просуществовавшего более века. Это двухэтажное здание общей площадью около полутора тысяч квадратных метров. На первом этаже располагается пассажирский зал на сто человек с электронной турникетной системой, билетная касса, опорный пункт милиции, кафе, медпункт, камера хранения ручной клади, санузлы для пассажиров, служебные и вспомогательные помещения. На втором – зал ожидания, комнаты отдыха.
Отправляемся дальше в путь. Нас ждут завораживающие виды могучих Уральских гор. Эти пейзажи вдохновляли и по сей день вдохновляют многих художников, поэтов и фотографов. Прибываем на станцию Златоуст… Златоустовский железнодорожный вокзал — один из старейших железнодорожных вокзалов на территории Челябинской области. Первое здание вокзала строилось в 1889-90 гг. в период сооружения Уфа-Златоустовской ж. д. Первый поезд от перрона Златоустовского вокзала отправился в 8 час. 27 мин. вечера 8 (20) сентября 1890 г. На торжествах по случаю открытия железнодорожного движения от Златоуста до Уфы выступал один из строителей дороги, видный инженер-путеец Н. Г. Гарин-Михайловский, которого мы все знаем ещё и как талантливого писателя.
В Журнале освидетельствования вновь построенной Уфа-Златоустовской железной дороги отмечалось: «Пассажирское здание Станции Златоуст (II класса) двухэтажное, нижний этаж здания закрыт со стороны пути насыпью полотна, со стороны же двора он имеет вид высокого цоколя, в светлой части этого этажа имеются помещения для жилья, в темной — подвалы; в верхнем этаже помещаются пассажирские залы с мужскою и дамской уборными, Телеграф, Контора Начальника Станции, Почтовое отделение, вестибюль, кухня и буфет, для входа во второй этаж со стороны двора — устроен пандус. Стены верхнего этажа кирпичные, нижний этаж каменный, облицовка стен нижнего этажа, а равно ступени пандуса, пилястры и карнизы верхнего этажа и полы в вестибюле и пассажирских залах сделаны из местного мрамора, притертого с лицевых сторон; полы в остальных помещениях верхнего этажа и полы жилого помещения в нижнем этаже деревянные, потолки двойные, причем в вестибюле и пассажирских зданиях потолки обделаны в виде кессонов из лиственницы; оконные и дверные переплеты, тамбуры и проч. тоже сделаны из лиственницы». В заключительной части документа комиссия особо отметила, что «в отношении же отделки выдается пассажирское здание ст. Златоуст, каменное с пилястрами, карнизами, подоконниками и полами из местного мрамора, найденного в этой местности строителями. Употребление мрамора в данном случае уместно с целью доставить возможность ознакомиться с этим прекрасным местным строительным материалом в видах его дальнейшей разработки». Пассажирская платформа на станции Златоуст шириною в 3 сажени (6,4 м) была покрыта лещадью из местного камня (лещадь — плита, колотый на слои и обтесанный камень). В годы Великой Отечественной войны от перрона вокзала уходили на фронт эшелоны с бойцами, а прибывали поезда с оборудованием эвакуированных предприятий 17 марта 1954 года на перроне златоустовского вокзала состоялись торжественные проводы добровольцев, уезжавших на целинные земли. Провожал и встречал вокзал и своих родных земляков — шестикратную олимпийскую чемпионку по конькобежному спорту Лидию Скобликову и двенадцатого чемпиона мира по шахматам Анатолия Карпова. В ноябре 1981 г. старое здание вокзала было полностью демонтировано и на этом же месте началось сооружение нового вокзала. Проект нового вокзала был не типовым, в архитектурном решении в символическом виде использованы контуры Таганая, булатных клинков. Вести строительство приходилось так, чтобы не остановить движения поездов, бороться с грунтовыми водами и обходить жизненно важные коммуникации, проложенные раньше под землей. Одновременно с вокзалом был сооружен подземный переход к новым пассажирским платформам.
Торжественное открытие нового вокзала состоялось 29 декабря 1986 г. В оформлении интерьеров использованы мрамор и гранит, анодированный алюминий. Внутри вокзала мы увидим фонтанчик с символом города – золотым крылатым конём.
В декабре 1988 года на привокзальной площади появился памятник легендарному Иванко-Крылатке — Ивану Николаевичу Бушуеву, знаменитому златоустовскому художнику-граверу.
А наше путешествие по Уралу продолжается, и мы прибываем на станцию Вязовая. Станция появилась в 1882 году на 791 версте от Самары при строительстве Самаро-Златоустовской железной дороги для обслуживания металлургических предприятий. Тогда же на станции было построено одноэтажное здание вокзала. Он сохранился до наших дней и является памятником архитектуры XIX века. Автор проекта неизвестен.
В «Отчёте по эксплуатации Самаро-Златоустовской железной дороги» за 1898 год про вокзал отмечалось: «Пассажирское здание кирпичное. Имеются залы трёх классов, телеграф, почтовое отделение, контора, касса, кухня буфета, комнаты для мужчин, сени парадные, ламповая». Здание вокзала было построено на пологом берегу реки Юрюзань, и ввиду заболоченности местности его установили на сплошной каменной «подушке» высотой около полутора метров. В конце XIX века станция Вязовая была одной из самых крупных и благоустроенных на дороге. В девяти верстах от неё находился Юрюзанский завод, бывший в аренде у князя Белосельского. Завод производил сортовое и котельное железо, выделку железнодорожных скреплений и мостов. В двадцати семи верстах располагался Катав-Ивановский рельсопрокатный и железоделательный завод того же князя. Этот завод считался одним из самых рентабельных среди всех уральских горных заводов.
Наружная облицовочная кладка стен признана замечательным образцом русской архитектуры конца XIX — начала XX века. Некоторое время большую часть вокзала занимал ресторан, который в конце 1960-х годов был закрыт. В 2005 году закончилась реконструкция. Полностью обновили интерьер, зал ожидания, кассы и служебные помещения. Внешний облик здания и элементы декора остались в первозданном виде. Вокзал вмещает до ста человек.
Прибываем на станцию Кропачево.
Станция Кропачево была основана в 1890 году и
названа по имени купца-подрядчика А. П. Корпачева (1824-1906), принимавшего
участие в строительстве Самаро-Златоустовской железной дороги. В названии
станции фамилия немного искажена; большинство местного населения до сих пор
именуют населённый пункт «Корпачево». Станция Кропачево входила в состав
Самаро-Златоустовской железной дороги. Пути были короткими, на них вмещалось до
40 двухосных вагонов. Вагоны были маленькими, с деревянной стойкой, с ручными
тормозами. Вагоны сцеплялись цепями, подъемная сила вагона была 600-800 пудов
(10-12 тонн), 40 человек или 8 лошадей – так было написано на вагонах.
Пассажирские вагоны были оборудованы нарами. Пассажиров в то время было мало. В
Кропачево в 1899 году было всего лишь несколько домов. Первый вокзал на станции
был деревянным, он прослужил до 50-х годов прошлого века. Современное здание
открыли в 1950 году. Это типичный представитель архитектурного стиля сталинский
ампир – с высокими потолками, большими окнами, колоннами, роскошными люстрами.
Здание вокзала является памятником архитектуры.
Прибываем в столицу славной Башкирии. За долгую историю вокзал сменил несколько зданий на одном и том же месте. Первый временный деревянный вокзал станции «Уфа» открылся в 1886 г., вскоре после окончания строительства Самаро-Уфимской железной дороги. Каменное здание вокзала в стиле эклектики по проекту архитектора Ф. Эссена было построено в 1888 г. (снесено в 1970-е гг.).
Строительство железной дороги через Уфу значительно повлияло на экономическое положение и общий облик города. Были построены железнодорожные мастерские, вспомогательные депо, которые вместе с судоремонтным, чугунно-меднолитейным и механическим заводами стали первыми предприятиями металлообрабатывающей промышленности города. После строительства вокзала и мастерских на северо-западной окраине Уфы возник новый район – вокзальный, где рядом с депо селились семьи железнодорожных рабочих, грузчиков, работников многочисленных привокзальных и припортовых лабазов. При подготовке к визиту в Уфу наследника престола Николая Александровича в самом начале улицы Вокзальной перед подъемом на гору была сооружена деревянная арка, ставшая на долгие годы местной достопримечательностью. Горожане называли арку «царскими вратами». В начале 1920-х гг. арка была снесена. В конце 1960-х гг. старый вокзал дореволюционной постройки был снесен, а на его месте в 1970 г. открыт типовой вокзал в духе своего времени – из серого бетона, с большими окнами, более вместительный, чем старый, оснащенный тоннелем для выхода на платформы, автоматической камерой хранения, справочными устройствами.
Сегодня железнодорожный вокзал «Уфа» является одним
из самых крупных транспортных узлов в Поволжье и на Урале. Ежедневно через
вокзал проходят более 70 пассажирских поездов, и более 100 грузовых поездов,
следующих по всем направлениям.
Мы прибываем в славный Самара-городок – обладатель самого высокого вокзала в Европе. Старый железнодорожный вокзал Самары был построен в 1876 году. Просуществовал он в течение 120 лет. Но он стал слишком мал для такого большого города как Самара, пропускная способность была всего 1700 человек в сутки. Общая площадь вокзала составляла чуть более 3000 тысяч квадратных метров.
В 1996 году был заложен первый кирпич в фундамент нового вокзала. Завершилось строительство в 2001 году, строительство велось без прекращения работы вокзала. Современный вокзал имеет площадь 32 тысячи квадратных метра. Одновременно вокзал может вместить 2600 человек, в сутки вокзал обслуживает более 16 тысяч пассажиров. Общая высота вокзала со шпилем составляет 101 метр. На высоте 95 метров находится смотровая площадка, с которой открывается вид на город и на железнодорожные пути.
Самарский вокзал является достопримечательностью
города - он является самым высоким в Европе. А так это вполне современный
вокзал, в котором уютные залы ожидания.
Железнодорожный вокзал Саратова. Саратов соединился с соседними губерниями железной дорогой в 1871 году, когда завершилось строительство Тамбово-Саратовской железной дороги. Расходы на её строительство взяло на себя Саратовское земство с единомышленниками из Кирсановского уезда. Вокзал был построен по типовому проекту железнодорожного ведомства в том же 1871 году. Вскоре железная дорога связала Саратов со столицей, а потом стала частью крупной Рязано-Уральской железной дороги. По железной дороге активно перевозились грузы, рос пассажиропоток, поэтому мощностей здания вокзала стало не хватать. В связи с этим в 1898 году железнодорожным ведомством был заказан проект реконструкции вокзала. Выполнил его архитектор Пётр Митрофанович Зыбин.
Осенью 1900 года обновлённый вокзал предстал жителям города во всей своей красе. Были сделаны боковые пристройки: с северной стороны для зала I и II класса и парадных комнат, с южной стороны – зал III класса. А вокзальный ресторан стал одним из лучших в городе. Здесь играл оркестр и подавались фирменные блюда с железнодорожными названиями. На здании вокзала появились часы и изящные башенки с флюгерами. С 1973 по 1977 год вокзал был капитально реконструирован. Многие ошибочно считают, что вокзал был полностью снесён и выстроен заново. Однако это не совсем так. Богатый украшениями фасад был уничтожен, а на его место пришли модные в то время бетон и стекло. Как раз тогда основными тенденциями было возведение сооружений строгих геометрических форм для удешевления строительства. Для транзитных пассажиров были открыты десять комнат отдыха, комнаты матери и ребёнка (для 29 мам с грудничками), игровые залы для детей. В расширенной части были сделаны 20 билетных касс и залы ожидания. Ну и конечно в вокзале появились все услуги первой необходимости: телеграф, газетный киоск, аптека, медпункт, парикмахерская и два буфета. При отделке зала был использован мрамор, гранит, травертин и цветной известняк Березовского карьера Саратовской области. Кроме того, внутри были установлены небольшие фонтаны.
Современный вокзал рассчитан на 3200 пассажиров,
ежедневный поток составляет в среднем 4000 человек. Переход через
пути к платформам и находящемуся на другой стороне автовокзалу осуществляется
по пешеходному мосту и тоннелю.
Следующая остановка – в городе-герое Волгограде. Первый поезд в Царицын (так назывался Волгоград до 1925 года) пришёл в 1862 г. В этот год было закончено строительство железной дороги, соединившей приволжский город и Калач-на-Дону. Царицынский вокзал в то время был мало чем примечательным небольшим деревянным зданием. Однако строительство сети железных дорог в регионе продолжилось. За два с небольшим года была построена Грязе-Царицынская железная дорога (1868–1870). С пуском новой ветки возросло не только количество перевозимых грузов, но и пассажиров. По ней открылось прямое железнодорожное сообщение от Царицына до Москвы. В 1871 г., почти на том же месте, где стоит современный вокзал Волгоград-1, было построено здание первого кирпичного вокзала.
История этого здания закончилась в годы Великой Отечественной войны. В 1942–1943 гг. вокзал стал одним из центров ожесточённых сражений за город. Первый бой около него состоялся в сентябре 1942 г. Вокзал защищали бойцы 1-го батальона 42-го Гвардейского стрелкового полка, командиром которого был старший лейтенант Ф. Г. Федосеев. За время Сталинградской битвы здание неоднократно переходило под контроль противостоявших друг другу армий. Немногие из его защитников остались в живых, и в конце сентября немцам удалось закрепиться на территории вокзала. С новой силой бои за овладение вокзалом разгорелись в январе 1943 г., и в конце месяца бойцы 422-й дивизии подняли над руинами знамя победителей. В июле 1943 г. станция Сталинград-1 работала уже так же, как и в мирное время. Девять лет роль железнодорожных ворот города исполняло неказистое временное деревянное сооружение.
Необходимость строительства нового вокзала была очевидной, и его проектирование было доверено специалистам Волгоградского филиала Дорпроекта в 1950 г. Три года понадобилось архитекторам А. В. Куровскому, С. З. Бринскину и инженеру-конструктору В. Ф. Кадильникову для разработки проекта. Однако в силу острой необходимости строительство вокзала началось даже до полного завершения проекта. Первый камень в его фундамент был уложен в июле 1951 г. Своих первых пассажиров новый вокзал принял 2 июня 1954 г. Облик здания соответствует всем канонам классицизма, господствовавшего в архитектуре первой половины 1950 годов. Торжественность и величественность облика здания характерны для этого стиля. Трёхэтажное кирпичное здание в основном облицовано гранитом и инкерманским камнем, но часть фасадов оштукатурена. Для отделки помещений строители обильно использовали мрамор. Два крыла здания соединены центральной частью, над которой возвышается башня с часами. Башню центральной части венчает высокий шпиль, увенчанный позолоченной звездой. Общая высота здания составляет 67 м, что придаёт ему значение доминанты в окружающей городской застройке. Часы в башне вокзала смонтировали в 1959 г. Диаметр их циферблата составляет 4 м, а длина минутной стрелки около 2 м. В декоративном убранстве холла и залов вокзала использованы лепные карнизы, разнообразные розетки и кессоны. В правом крыле находится зал ожидания. Ведущей художественной темой в его оформлении стал воинский подвиг русского солдата. На его стенах запечатлены сражения Гражданской и Великой Отечественной войны. К центральному входу в вокзал ведёт широкая лестница из гранитных плит. По сторонам от неё на постаментах из полированного серого камня установлены многофигурные барельефы высотой по пять метров. С левой стороны от входа в камне изображены события Гражданской войны. На правом барельефе высечены фигуры героев Сталинградской битвы. На нижнем уровне находятся изображения двух наград города-героя: орден Красного Знамени и медаль «За оборону Сталинграда».
Ещё выше находится скульптурная композиция «Апофеоз труда»: Родина-мать в окружении детей и рабочих держит в воздетых руках лавровый венок. Все скульптуры и барельефы на здании и около него выполнили скульпторы М. Д. и Н. А. Павловские и В. Н. Безруков. Здание вокзала – самый яркий объект Привокзальной площади.
В 1997 г. здание вокзала в Волгограде было признано памятником архитектуры. К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне железнодорожный вокзал был реставрирован. В 2005 г. он снова стал белым, каким был изначально. Во время реконструкции была смонтирована подсветка, эффективно подчёркивающая архитектурные достоинства вокзала в вечернее и ночное время. Для большей выразительности подсветки применены разные цветовые оттенки света. Здание является визитной карточкой города и является одним из его символов.
Прибываем на станцию с необычным суровым названием - станция Лихая. Станция начала строиться еще в 1869 году. Первый пуск в строй состоялся в 1872 году, когда открылась линия Воронеж - Ростов. В начале XX столетия открылся путь Лихая - Царицын и данная станция становится узловым пунктом. Но во время войн, которые проходили на территории станции, здание было разрушено. Вокруг станции вырос поселок, вполне оправдывавший свое название. Преступность была в то время достаточно высокая. После Великой Отечественной войны было принято решение о строительстве нового вокзала железнодорожной станции Лихая. Открылось новое здание в конце 40-х - начале 50-х годов прошлого века.
Здание построено по нетрадиционным чертежам. Центральная часть вокзала, где располагается главный вход, находится в одноэтажном уровне. Венчает центральную часть небольшой фронтон треугольной формы. Основная линия фасада представлена промежуточными частями между боковыми линиями и центральной частью здания. Окна в здании имеют полукруглые верхние завершения. Фасад вокзала имеет разделение пилястрами. По всему периметру здания располагается карниз, украшенный ордерными дентикулами. Крыша четырехскатная и двухскатная. Уклон имеет небольшой. Внутри вокзал имеет обычное для таких сооружений строение. Это зал с кассами, зал ожидания, медпункт и полицейское отделение. На территории, прилегающей к вокзалу, есть несколько небольших ларьков и кафе, где пассажиры могут приобрести необходимые в дороге товары и продукты.
Станция Новочеркасск. Регулярное железнодорожное движение по маршруту Грушевское поселение (теперь г. Шахты) — Новочеркасск — станица Аксайская (г.Аксай) началось с 1 января 1864 года. К осени 1875 г. железная дорога протянулась от Ростова-на-Дону до Воронежа. Все больше людей начали пользоваться новым видом транспорта и места его остановки потребовали соответствующего обустройства. В Новочеркасске была организована Вокзальная площадь и на ней построено деревянное здание железнодорожного вокзала, вскоре замененное на капитальное, каменное. Во время войны оно было разрушено, затем здание железнодорожного вокзала было отстроено заново. 3 июня 1949 года городская газета «Знамя коммуны» опубликовала на целую полосу материал с собрания железнодорожников и строителей под заголовком: «Началось восстановление вокзала станции Новочеркасск». Вот вступительные слова от редакции: «…Светлое, просторное здание. Широкие окна открывают вид на донские займища. Ночью эти окна источают море света и лучшее здание города видно за десяток километров… В этом красивом дворце круглые сутки кипит жизнь. Все здесь уютно, красиво, хорошо. Зал ожидания, комната матери и ребенка, читальный зал, выход на перрон, выход к автобусной остановке…»
Это здание служит пассажирам и сегодня.
Прибываем в столицу донского казачества – город Ростов-на-Дону. Главный железнодорожный вокзал Ростова-на-Дону – это узловая станция Северо-Кавказской железной дороги, которая признана одной из самых популярных в нашей стране. Это комплекс, состоящий из двух вокзалов: главного, с которого отправляются в путь поезда дальнего следования, и пригородного. Мало кому известно, что это сооружение имеет довольно бурную историю, которая насчитывает почти полтора века. Сегодня «Ростов-Главный» – это крупнейший вокзал на юге России с большим пассажиропотоком и пропускной способностью. На территории вокзала работают несколько кафе, ресторан, пункт неотложной медицинской помощи, гостиница, камеры хранения.Датой основания ростовского вокзала можно считать январь 1876 года, когда он принял первый поезд. Именно тогда он стал общим для трёх железных дорог, существовавших в те годы, в том числе одной из крупнейших в России Ростов-на-Дону — Владикавказ. Годом ранее был также открыт для движения поездов железнодорожный мост через Дон, построенный по проекту инженера Э. М. Зубова. Мост был одноколейным и включал в себя пять пролетов. Ростовский вокзал того времени был огромным трёхэтажным зданием, построенным с учётом перспектив развития города и транспортного узла. Его проект был прислан из Министерства путей сообщения. Имя архитектора вокзала неизвестно.
Появление железнодорожного вокзала послужило сильным толчком к развитию экономики города. Ростов-на-Дону стал крупным торгово-промышленным центром юга России, отняв пальму первенства у Нахичевани-на-Дону, обогнав его в экономическом росте. Осенью 1941 года ростовский вокзал был разрушен после ожесточённого воздушного налёта фашистской авиации. Здание не раз подвергалось достройкам, восстановлению и реконструкциям. Первый «большой» ростовский вокзал простоял более ста лет. В конце 1970-х годов здание разобрали по частям для того, чтобы освободить место новому вокзалу с гостиницей-«высоткой».
«На Тихорецкую состав отправится…» — поётся в известной песне. А наш состав прибывает на станцию Тихорецкая… Железнодорожная станция была основана в мае 1874 года. В течение года шло грузовое движение, а со 2 июля 1875 года началось движение пассажирских поездов. На привокзальной площади установлен паровоз, в числе первых вошедший в поверженный Берлин 10 мая 1945 года. Он стал памятником в 1975 году и является визитной карточкой города.
Тихорецк – город железнодорожников. Станцию Тихорецкую можно вполне обоснованно считать основательницей города Тихорецка. Образованная в июне 1874 года, к 1898 году станция Тихорецкая стала крупнейшей узловой на Ростово-Владикавказской железной дороге.
В настоящее время в состав Тихорецкого железнодорожного узла кроме станции входят 25 предприятий. Общая численность работающих на узле железнодорожников составляет около 8 тыс. человек.
Железнодорожный вокзал Сочи – станция Северо-Кавказской железной дороги, расположенная в Центральном районе Сочи. Железнодорожная магистраль была проведена в Сочи после того, как город стал популярным курортом. «Кавказская Ривьера» открылась в 1909 году, вслед за этим было принято решение о проведении сюда железной дороги. Строительство велось с 1914 по 1917 год. Начавшаяся Гражданская война воспрепятствовала развитию железной дороги, поезда перестали ходить в Сочи, и пути пришли в негодность. Лишь в 1920 году началось восстановление путей. Первый железнодорожный вокзал в Сочи в составе Черноморской железной дороги был построен на Ярмарочной площади возле старого городского кладбища в 1923 году. Самый первый сочинский вокзал был небольшим, временным и деревянным, поэтому практически сразу же приступили к проектированию и строительству большого вокзала.
В 1939 году был построен второй вокзал в стиле сталинского классицизма.
Современное здание вокзала построили в 1951 году по проекту архитектора Алексея Душкина. Оно было принято в эксплуатацию 10 сентября 1952. Трехэтажное здание в стиле ампир с тремя чередующимися внутренними дворами и 55-метровой башней с часами диаметром 5 метров произвело на всех неизгладимое впечатление. Газета «Красное Знамя» в те дни писала, что это настоящая победа строителей нашего города, а член-корреспондент Академии архитектуры СССР, трижды лауреат Сталинской премии, автор проекта Алексей Душкин назвал свое детище воротами в солнечный город: «Мы должны были создать ворота в солнечный город, город яркого света, роскошной субтропической зелени, голубого моря, куда стремятся на отдых сотни тысяч советских тружеников». Здание вокзала в Сочи вместе с багажным отделением занимает площадь 0,6 га., длина здания составляет 145 м. Вокзал впечатляет роскошью своих интерьеров: лепной декор, живописные плафоны и мраморная отделка. Все столярные изделия выполнены из массива дуба.
Пассажиры могут отдохнуть в одном из трех открытых внутренних двориков с фонтанами, скульптурами и садами. Скульптура-фонтан «Девушка с кувшином» в одном из двух итальянских двориков вокзала является одним из символов города Сочи. На вокзале установлена копия, оригинал перенесён на территорию Музея истории города-курорта Сочи.
На горнолыжном курорте Роза Хутор, башня здания «Ратуши» стилизована под башню Сочинского железнодорожного вокзала. В разные годы территория железнодорожного вокзала Сочи превращалась в съемочную площадку. Здесь были сняты картины: «Матрос с «Кометы» (1958), «Женщина, которая поёт» (1979), «Будьте моим мужем» (1981). Каждой цифре на циферблате часов на башне железнодорожного вокзала в Сочи соответствуют знаки зодиака. Правда, зодиакальный круг у архитектора Душкина получился уникальный. Архитектор в нем придумал загадку – убрал из зодиакального круга знаки Водолея, Тельца и Скорпиона, заменив их на созвездия Гончих Псов, Лебедя и Змеи. При этом все знаки он перемешал, оставив на своих местах лишь Льва, Деву и Весы.
Появление аэроэкспрессов в Сочи позволило существенно разгрузить автомагистрали и значительно сократить время авиапассажиров на дорогу в аэропорт. Скоростные поезда курсируют между железнодорожным вокзалом и аэропортом Сочи лишь с одной остановкой в Адлере. Терминал Аэроэкспресс расположен в пригородном зале железнодорожного вокзала Сочи. В 1975 году Сочинский железнодорожный вокзал был внесен в число памятников архитектуры и занесен в Реестр ЮНЕСКО, так как здание считается одним из самых красивых и стильных в Европе.
Самый современный вокзал в России теперь в Адлере. Президент России Владимир Путин и президент МОК Томас Бах открыли новый олимпийский вокзал в торжественной обстановке. Теперь это крупнейший вокзал в Европе, самый крупный в России и, конечно, главные ворота юга России, крупнейший интермодальный комплекс и хаб, который в будущем объединит все виды транспорта - железнодорожный, авиационный, автомобильный и морской. Вокзал имеет выход даже на морскую набережную, где будут причаливать огромные круизные лайнеры, другие пассажирские суда и морское такси. В ожидании поезда, самолёта или парома, Вы всегда сможете поплескаться в тёплом Чёрном море. Да, да, ведь оно очень близко!!!
Вокзал в Адлере имеет действительно огромный пассажиропоток и большой траффик поездов, особенно летом. Не секрет, что старый вокзал давно уже себя исчерпал. Хорошо, что его оставили. Ведь здание очень красивое. Теперь оно напоминает о недавнем прошлом и соседствует с пальмами и огромным современным транспортно-пересадочным хабом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий