15.10.2020

Джордж Пульман – американский изобретатель и промышленник

190 лет (1831-1897) назад родился Джордж Мортимер Пульман – американский изобретатель и промышленник создатель компании "Пульман" (British Pullman), занимавшейся постройкой вагонов для железных дорог. Постепенно пульмановские вагоны, как и сама фамилия, стали брендом или именем нарицательным. Пульмановскими отныне именовали уже не только вагоны Пульмана, но и любые комфортабельные вагоны, в том числе и вагоны, строившиеся в Европе.
В 1858 году 27-летний Джордж Пульман, перенявший слесарное ремесло от отца, убедил хозяев железнодорожной компании «Chicago & Alton Railroad» позволить ему переоборудовать три обычных вагона в спальные. Вагоны с откидными верхними спальными полками Пыли введены в чикагском регионе и понравились пассажирам - теперь при дальних переездах они могли нормально отдохнуть.



Пульман задумал дальнейшие усовершенствования. Через четыре года, получив новый патент, он возвратился в Чикаго и вместе с партнером начал работать над первым «настоящим пульмановским вагоном». В дополнение к верхним спальным местам в нем появились и нижние - и спальное место превращались два сидячих. Подобная конструкция используется в вагонах и теперь. Строительство первого спального вагона «Пионер» заняло год и стоило 20 тысяч долларов.


Пассажирам нравились новые вагоны, но хозяева железных дорог покупали их неохотно. Пульмановские вагоны были слишком высоки для стандартных мостов и слишком широки для железнодорожных платформ, так что мосты и платформы приходилось перестраивать. Чтобы подтолкнут владельцев железных дорог к этим переменам, Пульман ухитрился включить один спальный вагон в траурный поезд президента Линкольна в апреле 1865 года, а через несколько лет - в официальный поезд президента Гранта. При росте спроса пассажиров на спальные вагоны хозяевам железных дорог пришлось-таки поднять мосты и перестроить платформы. Скоро пульмановские вагоны появились на всех американских железных дорогах.
В 1867 году Пульман и его партнер Бен Филд учредили «Пульмановскую компанию вагонов-люкс», которая превратилась в крупнейшего мирового производителя железнодорожных вагонов.  Изобретательный Пульман продолжал конструировать новые типы вагонов.

В 1867 году он скомбинировал спальный вагон с рестораном, а затем сделал вагон буфет. Чтобы пассажирам было удобно переходить из вагона в вагон, Пульман сделал также «вагонный вестибюль» с эластичными диафрагмами, соединяющими вагоны. Он также стал строить роскошные персональные вагоны, ставшие новым символом очень богатых людей. Конные экипажи уступили место таким вагонам - с витражами, мебелью из красного дерева, салонами, канделябрами и даже органами. Пульман, один из богатейших людей своего времени, и сам пользовался таким личным вагоном «Монитор».

Железнодорожный магнат Корнелиус Вандербильт отказывался использовать пульмановские вагоны на своей Нью-йоркской центральной дороге, и тогда Пульман бросил вызов могущественному сопернику - построил конкурирующую железную дорогу вдоль другого берега реки Гудзон, параллельно дороге Вандербильта. Позднее, когда Пульман продал акции этой дороги, существование двух параллельных линий привело к «железнодорожной войне», продолжавшейся, пока обе дороги не объединились. Вандербильт поддерживал конкурента Пульмана, производителя спальных вагонов Вебстера Вагнера, а Эндрю Карнеги - другого его соперника, Теодора Вудрафа. Но Пульман, опираясь лишь на помощь своих акционеров, создал ведущую вагоностроительную компанию.


Пульман заложил вагоностроительные заводы в разных частях страны и в 1881 году построил целый город-завод Пульман (штат Иллинойс), который вполне мог служить образцом промышленного города. По контрасту с большинством индустриальных районов - с их трущобами и преступностью - в его городе были мощеные улицы, капитальные кирпичные дома с газом, водопроводом, канализацией, электричеством. В городе имелись церковь, библиотека, школа, кинотеатр. Этот город с патриархальными порядками должен был обеспечивать компанию квалифицированной рабочей силой, людьми, которые были довольны своим положением и привязаны к фирме. Жители города Пульмана шутили: «Мало того, что мы живем и работаем у Пульмана, нас и крестят в Пульмановской церкви и на том свете мы наверняка попадем в пульмановский рай или ад».


В 1894 году из-за экономического спада Пульман урезал рабочим зарплату, тогда как цены на жилье в его городе остались прежними. В результате на Пульмановском заводе началась жестокая забастовка, приведшая к человеческим жертвам. Профсоюз железнодорожников из солидарности призвал к прекращению работы на всех дорогах, где использовались пульмановские вагоны, что парализовало железнодорожный транспорт. В Чикаго забастовщики разгромили собственность железнодорожных компаний, причинив ущерб в миллионы долларов. Забастовка была подавлена, лишь после того как Национальная гвардия штурмом взяла город Пульман, «где рабочие жили в райских условиях». В 1898 году Верховный суд штата признал, что компания не имела права строить собственный город, и Пульман был включен в состав Чикаго.

Джордж Пульман умер в 1897 году, через три года после «Пульмановской забастовки». Он был щедрым в частной жизни, но в деловой - его часто изображают как человека холодного, надменного и самовластного. Забастовка его надломила, озлобила и существенно уменьшила его богатство, некогда составлявшее 40 миллионов. Согласно завещанию, утвержденному судом в 1900 году, его состояние оценивалось в 17,5 миллиона. Пульман сделал несколько крупных пожертвований, включая 1,2 миллиона на бесплатную профессиональную школу в его городе.




Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...