ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МАГНАТ КАРЛ ФЁДОРОВИЧ МЕКК
Мы продолжаем знакомить вас, дорогие читатели, с интересными биографиями в железнодорожном деле. Сегодня герой нашего поста - Карл Фёдорович Мекк! Как просто и негромко звучит это имя сегодня. И совсем «не на слуху» (для тех, кто далёк от железнодорожной темы). Между тем, Карла фон Мекка называют основоположником российского железнодорожного транспорта! Не знали? Честно, сказать, и мы тоже… Да, что говорить, не так много источников поведают нам о судьбе этого человека.
"Фон Мекк, инженер путей сообщения, был очень корректный немец; он нажил порядочное состояние, но жил довольно скромно" – так в своих воспоминаниях об этом человеке упоминал С. Ю. Витте. О! Сергей Юльевич Витте – фигура значимая и, между прочим, очень заинтересованная развитием железных дорог в нашей стране. А уж в этом деле Карл фон Мекк значительно преуспел. Так кто же был этот немногословный, загадочно-скромный инженер, сумевший стать впоследствии "железнодорожным королем?"
А
всё очень просто! Когда оказываешься «в нужное время в нужном месте». Карл фон
Мекк «развернул свою деятельность в тот момент, когда развитие железнодорожной
отрасли в стране было крайне необходимым.
Поражение
в Крымской войне во многом произошло из-за отсутствия железных дорог, по которым
могли быть быстро переброшены подкрепления и обеспечено снабжение войск.
Правительство осознавало необходимость срочной ликвидации глубокого отставания
России в этой области и прилагало большие усилия, чтобы сдвинуть с мертвой
точки процесс железнодорожного строительства. Острейшая нехватка
железнодорожного транспорта, вопиюще неразвитая сеть железных дорог… таким
прискорбным положением дел дипломированному инженеру-путейцу грех было не
воспользоваться.
Начало
предпринимательской деятельности К.Ф.фон Мекка связано со строительством
железнодорожной линии Москва – Коломна – Рязань. Строительство это
осуществлялось Обществом Саратовской железной дороги - одним из первых обществ
с широким участием представителей отечественного капитала.
Вместе
со старым приятелем Павлом фон Дервизом Карл фон Мекк взял у царственных
акционеров подряд на проведение земляных работ, строительство полотна и
искусственных сооружений первого участка дороги – длиной 196, 3 версты.
Условия
были довольно жёсткие по срокам и смете. Главным пунктом договора стала
поверстная плата. Все строившиеся до этого в империи железные дороги были
казёнными, а масштабы российского казнокрадства были исполинскими во все
времена.
19
февраля 1981 года крепостное право в
России отменили и фон Мекк уже закладывал в смету жалование не только инженеров
и техников, но и рабочих. При заключении с ним договора подряда поверстную
плату определили в 62 тыс. руб., это почти в три с половиной раза ниже
казённой. По срокам Карл Федорович уложился в два года, а по цене версты – в 40 тыс. руб., честно положив себе в карман
сэкономленные полтора миллиона. Россия ахнула. Не только от зрелища первого
новоиспечённого капиталиста в своей истории, но и от арифметически доказанных
масштабов казнокрадства.
Вместе
с богатством к Карлу Фёдоровичу пришла невероятная популярность. Его репутация высококлассного
и честнейшего специалиста была так высока, что вошла в светские
остроты-поговорки. В деловых кругах с удовольствием повторяли фразу фон Мекка: «Честность
в расчётах – это тоже коммерция»
Эта
«честность в расчётах» приносила ему неизменную прибыль. Следующий участок
дороги – Рязано-Козловский – протяжённостью в 197 верст был построен за полтора
года и принёс ему 1 млн. 280 тыс. руб. Участок сдали в сентябре 1866 года, а
уже в декабре фон Мекк получил от государства концессию на строительство
Курско-Киевской железной дороги.
Опыт
скорого внушительного обогащения фон Мекка послужил «заразительным примером»,
благодаря которому частный капитал ринулся в железнодорожное строительство
России. Несметное богатство, приобретённое фон Мекком при постройке
Рязано-Козловской железной дороги, побудило устремиться в этот бизнес многих
аристократов.
Но
Карл фон Мекк до конца жизни не изменил своему профессиональному делу
строительства железных дорог в России, даже в условиях все более ужесточившейся
конкуренции и ухудшившейся конъюнктуры. Все свои многомиллионные капиталы он держал в акциях
построенных им дорог – Ландварово-Роменской, Московско-Рязанской,
Рязано-Кословской, Курско-Киевской, Моршанской.
Карл
фон Мекк был первым, кто на глазах изумлённого общества превратился из
скромного инженера-путейца в железнодорожного магната, одного из богатейших
людей империи.
Впрочем, история династии фон Мекк этим не ограничивается. В гораздо большей степени эта фамилия известна и благодаря его жене Надежде Филаретовне, урожденной Фроловской, – она была известным меценатом, а став вдовой и унаследовав огромное состояние, покровительствовала искусствам, точнее, одному великому гению – Петру Ильичу Чайковскому.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Династия «железнодорожных
королей» фон Мекк // Корпоративные финансы: консалтинговый сборник для
работников финансового блока ОАО «РЖД». – 2007 - № 3. – с.51 – 56;
2. Крейнис, З.Л. Очерки истории
железных дорог: Кн.1. Два столетия. – 2 изд. – М.: ГОУ «Учебно-методический
центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2009. – 336 с.: ил;
3. Руднева, И.П. Московская
железная дорога / И.П. Руднева // Железнодорожный транспорт. – 2012. - № 11 – с.70-73;
4. Черниченко А. Карл, который
ничего украл /А. Черниченко// Гудок. –
2007. – 14 сент. – с. 6
Комментариев нет:
Отправить комментарий