04.10.2021

 

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МАГНАТ КАРЛ ФЁДОРОВИЧ МЕКК


Мы продолжаем знакомить вас, дорогие читатели, с интересными биографиями в железнодорожном деле. Сегодня герой нашего поста - Карл Фёдорович Мекк! Как просто и негромко звучит это имя сегодня. И совсем «не на слуху» (для тех, кто далёк от железнодорожной темы).  Между тем, Карла фон Мекка называют основоположником российского железнодорожного транспорта! Не знали? Честно, сказать, и мы тоже…  Да, что говорить, не так много источников поведают нам о судьбе этого человека.  

"Фон Мекк, инженер путей сообщения, был очень корректный немец; он нажил порядочное состояние, но жил довольно скромно" – так в своих воспоминаниях об этом человеке упоминал С. Ю. Витте. О! Сергей Юльевич Витте – фигура значимая и, между прочим, очень заинтересованная развитием железных дорог в нашей стране. А уж в этом деле Карл фон Мекк значительно преуспел. Так кто же был этот немногословный, загадочно-скромный инженер, сумевший стать впоследствии "железнодорожным королем?"

А всё очень просто! Когда оказываешься «в нужное время в нужном месте». Карл фон Мекк «развернул свою деятельность в тот момент, когда развитие железнодорожной отрасли в стране было крайне необходимым.

Поражение в Крымской войне во многом произошло  из-за отсутствия железных дорог, по которым могли быть быстро переброшены подкрепления и обеспечено снабжение войск. Правительство осознавало необходимость срочной ликвидации глубокого отставания России в этой области и прилагало большие усилия, чтобы сдвинуть с мертвой точки процесс железнодорожного строительства. Острейшая нехватка железнодорожного транспорта, вопиюще неразвитая сеть железных дорог… таким прискорбным положением дел дипломированному инженеру-путейцу грех было не воспользоваться.

Начало предпринимательской деятельности К.Ф.фон Мекка связано со строительством железнодорожной линии Москва – Коломна – Рязань. Строительство это осуществлялось Обществом Саратовской железной дороги - одним из первых обществ с широким участием представителей отечественного капитала.

Вместе со старым приятелем Павлом фон Дервизом Карл фон Мекк взял у царственных акционеров подряд на проведение земляных работ, строительство полотна и искусственных сооружений первого участка дороги  – длиной 196, 3 версты.

Условия были довольно жёсткие по срокам и смете. Главным пунктом договора стала поверстная плата. Все строившиеся до этого в империи железные дороги были казёнными, а масштабы российского казнокрадства были исполинскими во все времена.

19 февраля 1981 года крепостное право  в России отменили и фон Мекк уже закладывал в смету жалование не только инженеров и техников, но и рабочих. При заключении с ним договора подряда поверстную плату определили в 62 тыс. руб., это почти в три с половиной раза ниже казённой. По срокам Карл Федорович уложился в два года, а по цене версты – в  40 тыс. руб., честно положив себе в карман сэкономленные полтора миллиона. Россия ахнула. Не только от зрелища первого новоиспечённого капиталиста в своей истории, но и от арифметически доказанных масштабов казнокрадства.

Вместе с богатством к Карлу Фёдоровичу пришла невероятная популярность. Его репутация высококлассного и честнейшего специалиста была так высока, что вошла в светские остроты-поговорки. В деловых кругах с удовольствием повторяли фразу фон Мекка: «Честность в расчётах – это тоже коммерция»

Эта «честность в расчётах» приносила ему неизменную прибыль. Следующий участок дороги – Рязано-Козловский – протяжённостью в 197 верст был построен за полтора года и принёс ему 1 млн. 280 тыс. руб. Участок сдали в сентябре 1866 года, а уже в декабре фон Мекк получил от государства концессию на строительство Курско-Киевской железной дороги.

Опыт скорого внушительного обогащения фон Мекка послужил «заразительным примером», благодаря которому частный капитал ринулся в железнодорожное строительство России. Несметное богатство, приобретённое фон Мекком при постройке Рязано-Козловской железной дороги, побудило устремиться в этот бизнес многих аристократов.

Но Карл фон Мекк до конца жизни не изменил своему профессиональному делу строительства железных дорог в России, даже в условиях все более ужесточившейся конкуренции и ухудшившейся конъюнктуры. Все свои  многомиллионные капиталы он держал в акциях построенных им дорог – Ландварово-Роменской, Московско-Рязанской, Рязано-Кословской, Курско-Киевской, Моршанской.

Карл фон Мекк был первым, кто на глазах изумлённого общества превратился из скромного инженера-путейца в железнодорожного магната, одного из богатейших людей империи.

Впрочем, история династии фон Мекк этим не ограничивается.  В гораздо большей степени эта фамилия известна и благодаря его жене Надежде Филаретовне, урожденной Фроловской, – она была известным меценатом, а став вдовой и унаследовав огромное состояние, покровительствовала искусствам, точнее, одному великому гению – Петру Ильичу Чайковскому. 
 Дети фон Мекка продолжили дело отца и в какой-то степени прониклись интересами матери... Но это уже совсем другая история…

 

БИБЛИОГРАФИЯ:

 

1. Династия «железнодорожных королей» фон Мекк // Корпоративные финансы: консалтинговый сборник для работников финансового блока ОАО «РЖД». – 2007 - № 3. – с.51 – 56;

2. Крейнис, З.Л. Очерки истории железных дорог: Кн.1. Два столетия. – 2 изд. – М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2009. – 336 с.: ил;

3. Руднева, И.П. Московская железная дорога / И.П. Руднева // Железнодорожный транспорт.  – 2012. - № 11 – с.70-73;

4. Черниченко А. Карл, который ничего украл  /А. Черниченко// Гудок. – 2007. – 14 сент. – с. 6

 


Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...