23.10.2021

 

Развивать науку в области транспорта!

Яков Николаевич Гордеенко

 


                                                                                               (1851-1922 гг.)

Год науки и технологий в России проходит вполне продуктивно: мероприятия, выставки, конференции, семинары... Наука - двигатель прогресса! Это факт. Без науки человечество вперед двигаться не сможет. Это касается всех отраслей знаний. Технические и научные достижения в области железнодорожного транспорта также значимы и актуальны на все времена. Славится железнодорожная история корифеями науки. Вот, например, фамилия Гордеенко более века хорошо известна инженерам, педагогам и ученым, чья деятельность связана с железнодорожным транспортом России...

Развивать науку в области транспорта!  - жизненное кредо Якова Николаевича Гордеенко! Будем знакомы! Имя в истории железнодорожного дела значимое! Отечественные устройства сигнализации, централизации и блокировки, без которых невозможно сегодня представить работу всех железнодорожных служб получили развитие благодаря таланту  этого выдающегося инженера

 Входя в элиту педагогического состава Института инженеров путей сообщения, Яков Николаевич успешно совмещал  преподавательскую деятельность со службой в техническом отделении Главного общества российских железных дорог.

 Круг научной и изобретательской деятельности Гордеенко обширен: проектировал железнодорожный мост через Тверцу возле Торжка и одновременно создавал прибор, измеряющий напряжение в подобных постройках; разработал аппарат взаимного  замыкания стрелок и сигналов,  создал собственную систему централизации с жесткими, а затем и с гибкими тягами и систему станционной путевой блокировки. Ему же принадлежат разработки в создании для станций начала 20 века вариантов централизационных аппаратов: будочных – для малых станций и башенных – для крупных. Особое значение учёный придавал семафорам.

В фонде нашей библиотеки имеется учебник 1905 года: «Курс железных дорог», автором которого является Яков Гордеенко! Невероятная находка! Однако это уже переиздание. Самый первый учебник издан в 1886 году. И знаменательно это издание тем, что, в отличие от учебников той поры, в этом – впервые появился раздел «Железнодорожная сигнализация» Автор выделил её в отдельную отрасль.



Гордеенко был не только талантливым изобретателем, преподавателем, но и организатором производства. Он наладил выпуск своих аппаратов в Санкт-Петербурге, сначала на одном из механических заводов, а потом и на небольшом собственном предприятии.

Кроме того,в 1885 году он был избран на должность конференц-секретаря, хранителя музея, на которой прослужил 20 лет до выхода в отставку. За это время в музей поступило большое количество редких предметов, отражающих технические достижения в области железнодорожного транспорта XIX века, которые и сейчас являются гордостью Центрального музея железнодорожного транспорта России. Именно Гордеенко положил начало уникальной коллекции устройств сигнализации, централизации и блокировки, насчитывающей в настоящее время более 250 натурных образцов и моделей, а также около 500 подлинных документов, фотографий, альбомов чертежей, учебников и литографий, рассказывающих о зарождении и развитии устройств, обеспечивающих безопасность движения поездов на железных дорогах России на протяжении XIX - XX в.в. 

Библиография:

·       Ленинградский ордена Ленина институт инженеров железнодорожного транспорта им. Академика В.Н. Образцова: 1809-1959. – М.,1960. – 387 с.

·       Морохин, Н. Стрелочныйц провидец / Николай Морохин// Гудок. – 2012. - № 6. – с. 6

·       http://www.rzd-expo.ru/history/biography/gordeenko/


Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...