16.05.2023

90 лет назад учреждён значок «Почётному железнодорожнику»


Центральный исполнительный комитет СССР 13 мая 1933 года учредил для награждения работников транспорта профессиональную награду – значок «Почётному железнодорожнику». Год спустя, 15 мая 1934 года, он был утверждён народным комиссаром путей сообщения Андреем Андреевым как высшая профессиональная награда железнодорожного транспорта СССР.
Инициатива введения памятного значка, который бы отмечал достижения железнодорожников, принадлежит Феликсу Дзержинскому. Незадолго до своего ухода из Народного комиссариата путей сообщения, последовавшего 2 февраля 1924 года, он писал: «Хорошо было бы ввести две награды для рабочих железнодорожного дела. Одна может быть государственной, близкой к нашим общим медалям и орденам, а другая – ведомственной, так сказать, профессиональной, которую бы железнодорожники выдавали друг другу, исходя из собственного понимания заслуг. Это мера важна для поднятия трудового духа железнодорожных рабочих. Кроме того, она подстегнёт трудиться больше и лучше». Но инициатива эта надолго была положена под сукно. Решение об отказе в создании награды принял коллективно Совет народных комиссаров, поэтому на резолюции значится: «В нынешних условиях любое отличие одних рабочих от других будет искусственным выпячиванием и может крайне вредно отразиться на единстве рабочего класса. Не следует забывать, что ещё недавно железнодорожники считали себя верхушкой пролетариата, так вот с этим верхушечеством надо беспощадно бороться».

К идее о награде вернулись в конце 20-х годов, с началом индустриализации. В НКПС обсуждался анонимный проект о поощрении ударного труда железнодорожников. В 1930 году нарком путей сообщения Ян Рудзутак писал: «Нельзя не оценить во многом решающий вклад железнодорожников в дело индустриализации. Имеет смысл отметить его высоким признанием в духе социалистического соревнования... Надо, наконец, отойти и от дурной практики царских времён, когда награды давались почти исключительно военным». Это предложение было всерьёз рассмотрено в НКПС, но при голосовании в Совнаркоме оно было провалено. Борьбу за введение награды взял на себя начальник отдела агитации и пропаганды НКПС Александр Щербаков. В одной из служебных записок он писал: «Дело не только в ведомственных отличиях, которые мы можем вводить сами... Дело в признании огромных заслуг железнодорожников в индустриализации, в том, как они помогают всему рабочему классу, наконец, в том, какой путь они прошли с октября 17-го года, став новыми, подлинно советскими рабочими железных дорог».

Положение дел поменялось только к 1933 году, когда наркомом путей сообщения был Андрей Андреев – человек, лично близкий Сталину. На нескольких подряд заседаниях Политбюро он возвращался к наболевшей теме. Вот запись из черновика одной из его речей: «Товарищи! Введением знака отличия мы подчеркнём принципиальную новизну советских тружеников железных дорог. Мы покажем, что они не имеют ничего общего с дореволюционным рабочим элементом. Сейчас уже смело можно сказать, что советские железнодорожники прошли целый ряд испытаний, которые доказали их верность партии и народу. Отмечая их, мы можем быть уверены в их надёжности – приводного ремня нашей индустриализации». К сожалению, неизвестно, где именно произнёс эту речь Андрей Андреев, однако он получил добро на создание знака отличия для железнодорожников.

C инициативой о награде выступали и сами железнодорожники. В 1932 году в «Гудок» было направлено коллективное письмо, которое подписали несколько тысяч человек. В нём, в частности, говорилось: «Наши собственные успехи и достижения хорошо известны нам самим, но хорошо было бы, чтобы о них знали и другие советские граждане. Для этого хорошо было бы ввести награду, по которой нас бы и узнавали...» Эта просьба звучала весьма скромно, но, возможно, именно она сыграла решающую роль.

Своя предыстория была и у положения о знаке отличия. Споры развернулись вокруг определения понятия «железнодорожник». Так, Лазарь Каганович, на тот момент первый секретарь Московского городского комитета ВКП(б), писал: «Надо как следует подумать, каким именно образом называть советских железнодорожников... Конечно, они часть рабочего класса... Вместе с тем хорошо бы внести ясность в дело о том, могут ли быть железнодорожники инженерами. Не даём ли мы таким образом железнодорожникам какие-то особые права или привилегии?» В НКПС на эти комментарии Кагановича не отреагировали.

Однако чуть позже Щербаков, выступая на собрании партактива ведомства, произнёс важные слова: «Советские железнодорожники уже давно не делятся на «инженеров», «технических специалистов» и «рабочих». Нет, они представляют собой единую профессиональную группу. И всей своей героической деятельностью – в годы Гражданской войны, восстановления народного хозяйства, индустриализации – они каждый день доказывали свою преданность... народу и готовность принести жертву в деле строительства социализма... Потому, товарищи, и явилась необходимость ввести знак отличия, чтобы тем самым показать новую, советскую сущность тружеников железных дорог».

Речь Щербакова не осталась без внимания. Уже через несколько дней ему было поручено разработать положение о награждении. Александр Щербаков настоял на том, чтобы значком «Почётному железнодорожнику» награждались и ветераны транспорта с дореволюционным стажем. В обосновании для награждения он писал: «Не надо думать, что товарищи железнодорожники до революции работали только из-под палки. На свой лад они были идейными людьми, преданными своему делу... Теперь же, благодаря социалистическому сознанию, они стали верно понимать свою роль в народном хозяйстве и трудиться ещё лучше. Люди эти те же самые, только вооружённые передовой идеологией, благодаря которой они и совершили трудовые подвиги пятилетнего плана. Не вижу препятствий к тому, чтобы их наградить». Слово «почётный» в названии значка как раз и должно было означать связь с выдающейся дореволюционной традицией российских железных дорог. Положение о награде было подписано Андреем Андреевым 15 мая 1934 года. Значок вручался за предотвращение крушения поездов, гибели транспортных сооружений, подвижного состава, машинного оборудования и спасение потерпевших при крушении; за образцовое проведение особо ударных работ и заданий; за внесение технических улучшений; за образцовую работу, результатом которой явились технические и экономические достижения на транспорте; за изобретательскую деятельность; за заслуги научно-исследовательской работы в области транспорта.

С 1964 года награда стала именоваться знаком «Почётному железнодорожнику». В 1980-е и 1990-е годы железнодорожники награждались знаком «Почётному железнодорожнику» с изображением электровоза ВЛ85. А приказом МПС от 22 апреля 2002 года награда стала именоваться знаком «Почётный железнодорожник». В том же году изменился и внешний вид награды: знак изменил форму, на нём изображён паровоз и опытный вариант высокоскоростного электропоезда «Сокол». Действующее Положение о знаке «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД» утверждено Приказом № 57 ОАО «РЖД» от 30 марта 2006 года.


#Календарь_знаменательных_дат

Источник

Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...