Положение дел поменялось только к 1933 году, когда наркомом
путей сообщения был Андрей Андреев – человек, лично близкий Сталину. На
нескольких подряд заседаниях Политбюро он возвращался к наболевшей теме. Вот
запись из черновика одной из его речей: «Товарищи! Введением знака отличия мы
подчеркнём принципиальную новизну советских тружеников железных дорог. Мы
покажем, что они не имеют ничего общего с дореволюционным рабочим элементом. Сейчас
уже смело можно сказать, что советские железнодорожники прошли целый ряд
испытаний, которые доказали их верность партии и народу. Отмечая их, мы можем
быть уверены в их надёжности – приводного ремня нашей индустриализации». К
сожалению, неизвестно, где именно произнёс эту речь Андрей Андреев, однако он
получил добро на создание знака отличия для железнодорожников.
C инициативой о награде выступали и сами железнодорожники. В
1932 году в «Гудок» было направлено коллективное письмо, которое подписали несколько
тысяч человек. В нём, в частности, говорилось: «Наши собственные успехи и
достижения хорошо известны нам самим, но хорошо было бы, чтобы о них знали и
другие советские граждане. Для этого хорошо было бы ввести награду, по которой
нас бы и узнавали...» Эта просьба звучала весьма скромно, но, возможно, именно
она сыграла решающую роль.
Своя предыстория была и у положения о знаке отличия. Споры
развернулись вокруг определения понятия «железнодорожник». Так, Лазарь
Каганович, на тот момент первый секретарь Московского городского комитета
ВКП(б), писал: «Надо как следует подумать, каким именно образом называть
советских железнодорожников... Конечно, они часть рабочего класса... Вместе с
тем хорошо бы внести ясность в дело о том, могут ли быть железнодорожники
инженерами. Не даём ли мы таким образом железнодорожникам какие-то особые права
или привилегии?» В НКПС на эти комментарии Кагановича не отреагировали.
Однако чуть позже Щербаков, выступая на собрании партактива
ведомства, произнёс важные слова: «Советские железнодорожники уже давно не
делятся на «инженеров», «технических специалистов» и «рабочих». Нет, они
представляют собой единую профессиональную группу. И всей своей героической
деятельностью – в годы Гражданской войны, восстановления народного хозяйства,
индустриализации – они каждый день доказывали свою преданность... народу и
готовность принести жертву в деле строительства социализма... Потому, товарищи,
и явилась необходимость ввести знак отличия, чтобы тем самым показать новую,
советскую сущность тружеников железных дорог».
Речь Щербакова не осталась без внимания. Уже через несколько
дней ему было поручено разработать положение о награждении. Александр Щербаков
настоял на том, чтобы значком «Почётному железнодорожнику» награждались и
ветераны транспорта с дореволюционным стажем. В обосновании для награждения он
писал: «Не надо думать, что товарищи железнодорожники до революции работали
только из-под палки. На свой лад они были идейными людьми, преданными своему
делу... Теперь же, благодаря социалистическому сознанию, они стали верно
понимать свою роль в народном хозяйстве и трудиться ещё лучше. Люди эти те же
самые, только вооружённые передовой идеологией, благодаря которой они и
совершили трудовые подвиги пятилетнего плана. Не вижу препятствий к тому, чтобы
их наградить». Слово «почётный» в названии значка как раз и должно было
означать связь с выдающейся дореволюционной традицией российских железных
дорог. Положение о награде было подписано Андреем Андреевым 15 мая 1934 года.
Значок вручался за предотвращение крушения поездов, гибели транспортных
сооружений, подвижного состава, машинного оборудования и спасение потерпевших
при крушении; за образцовое проведение особо ударных работ и заданий; за
внесение технических улучшений; за образцовую работу, результатом которой
явились технические и экономические достижения на транспорте; за
изобретательскую деятельность; за заслуги научно-исследовательской работы в
области транспорта.
С 1964 года награда стала именоваться знаком «Почётному железнодорожнику». В 1980-е и 1990-е годы железнодорожники награждались знаком «Почётному железнодорожнику» с изображением электровоза ВЛ85. А приказом МПС от 22 апреля 2002 года награда стала именоваться знаком «Почётный железнодорожник». В том же году изменился и внешний вид награды: знак изменил форму, на нём изображён паровоз и опытный вариант высокоскоростного электропоезда «Сокол». Действующее Положение о знаке «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД» утверждено Приказом № 57 ОАО «РЖД» от 30 марта 2006 года.
#Календарь_знаменательных_дат
Комментариев нет:
Отправить комментарий