06.07.2023

 

Южноуральские железнодорожники в годы Великой Отечественной войны 

  Железнодорожник! Ты – нынче боец!

 И если врага поражает свинец,

Ты эту пулю в фашиста направил:

Ты вовремя фронту оружье доставил

Железнодорожник! Ты – нынче герой!

Работой отважной своей фронтовой

Войскам помогаешь вести наступленье….

М. Львов

Железнодорожники – значимая страница военного лихолетья. Все необходимое на передовую Великой Отечественной доставляли железной дорогой: техника, оружие, боеприпасы, продовольствие… Но и  вдали от фронта железнодорожники работали, не покладая рук. Никогда не делили они тыл и фронт:

 

«Всё для фронта, все для Победы!»

Железнодорожники-фронтовики

Лозунг: "Долг Отечеству"  с самого начала войны был принят южноуральскими железнодорожниками буквально, работники ключевых железнодорожных профессий тысячами желали уйти на фронт. Многие так и сделали: 14 тысяч работников Южно-Уральской магистрали пополнили ряды летчиков, танкистов, артиллеристов, связистов… Те, кто остался, вели борьбу с врагом на местах и внесли в Победу неоценимый вклад.

Эвакопункты.

Масштабная работа эвакопунктов на дороге развернулась с первых дней войны. День ото дня рос поток эвакуируемых на восток страны и встречных военных эшелонов, на передовую.  Принять, обеспечить продовольствием и медицинской помощью всех эвакуированных! Для этого модернизировали станции – Челябинск, Синарская, Шадринск, Бердяуш, Златоуст, Магнитогорск. Были построены станции Металлургическая и Камышинская. Они обслуживали прибывающие предприятия и заводы.


"Скорее добить фашистов..."

Железнодорожники ежедневно показывали примеры трудового героизма. Стахановский труд становился нормой. Огромное значение для войны приобрело движение лунинцев.

 «Я обязуюсь своим паровозом серии «ЭМ» вместо 1800 тонн по норме водить поезда весом в 2200 тонн» (Машинист С. Жильцов)

«Сейчас я работаю на маневрах, но если потребуется, могу перейти на поездной паровоз…» (Машинист Ф. Альбов)

«»Наша задача – скорее добить фашистов, а вам, ребята, особенно железнодорожникам, надо работать, работать и работать…(слесарь-лейтенант С. Танцырев)

И работали!  За 4 года войны работниками разных служб ЮУЖД было продумано столько технологических усовершенствований на своих рабочих местах, что уже не отдельные операции, а вся последовательность работ стала выглядеть иначе.

Резко изменился характер работы дороги: движение поездов было переведено на особый график. Он предусматривал первоочередное и быстрейшее продвижение войск и воинских грузов. Уже в ноябре 1941 года поезда с такими грузами с Урала к Москве шли со скоростью 750-800 км. в сутки.  В 1943 году Челябинское отделение дороги грузило в 2 раза больше, чем в 1940 году, а к 1945 году – в 2.5 раза!

Работники депо соревновались за высокое качество ремонта паровозов, старались всемерно сокращать время на экипировку машин, экономить горюче-смазочные материалы.

Паровозные машинисты, помощники машинистов и кочегары брали на себя обязательства водить тяжеловесные поезда с высокими скоростями, экономить топливо, выполнять промывочный ремонт локомотивов своими силами.

За годы Отечественной войны на ЮУЖД было уложено около 300 км новых путей, выстроено около 100 искусственных сооружений, возведено до 140000 кв. м технических зданий, построено свыше 20000 кв. м. жилой площади, свыше 15 км. линий водоснабжения.

Движенцы пропускали воинские эшелоны караванным способом: один поезд следовал за другим на расстоянии видимости сигналов. По инициативе машиниста П.А. Агафонова в депо Челябинск была создана колонна паровозов. За три года войны коллективом колонны проведено более 2000 тяжеловесных поездов, перевезли свыше 1,5 млн. тонн грузов, сэкономив около 5000 тонн топлива. Примеру Агафонова следовали и другие машинисты ЮУЖД.

 « - А чем эта колонна будет отличаться от других?

 - Первое отличие – воинская дисциплина…»



На основе строгой воинской дисциплины:

Каждый паровоз – боевой агрегат.

Каждая паровозная бригада – воинское подразделение с воинской дисциплиной.

Все паровозы на хозяйственном расчете.

Всем членам колонны овладеть слесарным делом не ниже 4-го разряда

Водить в условиях уральской зимы поезда строго по графику и по кольцу.

С воинскими поездами ездить без набора воды на промежуточных станциях.

Водить тяжеловесные поезда.

Установить для паровозов колонны пробег между промывками 6000 километров и между подъёмками – 50 000 километров.

Производить основной ремонт на промывках силами паровозных бригад.

Не допускать случаев заезда под депо по межпоездному ремонту.

Получить социалистический паспорт готовности к зиме как паровоза, так и бригад. Сдать экзамены ПТЭ и инструкции по работе в зимних условиях.

При любых трудностях паровозы никому не передавать, не допускать обезлички, обеспечить охрану паровозов силами спаренных бригад.

 Крепость на колёсах

 В конце ноября 1941 года южноуральцы получили срочное задание ГКО – постоить 5 бронепоездов. Это была одна из славных страниц истории ЮУЖД. Опыта строительства бронепоездов не было, методом проб и ошибок отрабатывали технологию. А средства на строительство бронепоездов, в том числе, собирали сами работники ЮУЖД. В январе 1942 года в субботниках и воскресниках участвовали более 10 тыс. работников железной дороги и членов их семей. В феврале 1942 года на фронт ушли два бронепоезда - "Челябинский железнодорожник" и "Южноуральский железнодорожник". Бронепоезда строили и в Златоусте, Оренбурге, Петропавловске. За годы войны на ЮУЖД изготовили, снарядили и отправили на фронт 8 бронепоездов, 4 поезда-бани, десятки санитарных поездов.


 Большое и благородное дело
 Самоотверженно трудились на дороге и женщины, заменив ушедших на фронт мужей и братьев.  Многим пришлось переучиваться и овладеть железнодорожной профессией в короткие сроки. Машинисты, помощники машинистов, кочегары, слесари… Женщины активно принимали  участие в снегоборье и  мероприятиях по  ремонту пути. Кроме того, для фронта женщины вязали варежки, собирали тёплые вещи и посылки с продуктами.

В начале марта 1942 года из Челябинска в Москву отправился необычный поезд. Это был эшелон подарков трудящихся Челябинской области населению освобождённых районов Подмосковья.

На станции Золотая сопка жёны фронтовиков организовали кузницу для ремонта путейского инвентаря. В Троицком депо организовали подсобный цех по заготовке болтов, гаек, шплинтов…  Жёны машинистов, домохозяйки изыскивали внутренние ресурсы и готовили паровозы к зиме. Ткали половики, собирали старые ватники и ветошь и этим утепляли паровозы, шили и чинили спецодежду, рукавицы…

Труд южноуральских железнодорожниц был высоко оценён правительством. В марте 1944 года 50 работниц ЮУЖД были награждены знаком «Почётному железнодорожнику»

 Это были долгие дни и ночи непрерывного труда, тяжелого, изнурительного. Война вошла в сознание железнодорожников как что-то неизбежное и суровое, требующее постоянной работы, самоотдачи. И это поднимало их над всеми невзгодами, делало бойцами, а бойцы способны на подвиг.

 

Библиография:

Вехи Великой Победы : воспоминания ветеранов Южно-Уральской магистрали / [ред.-сост. А. Л. Казаков]. - Челябинск : Автограф, 2010. - 640 с. : ил. 

Герои стальных магистралей : историческая литература. - М. : ГРАНД МАСТЕР, 2004. - 384 с.

Железнодорожники в Великой Отечественной войне : историческая литература. - М. : Министерство путей сообщения СССР, 1985. - 592 с.

Железные дороги войны : 60 лет великой Победы / [сост. В. Н. Авилов и др.]. - М. : Вече, 2005. - 352 с. : ил. - (60-летию Победы посвящается). 

Они сражались за Родину! Южноуральские железнодорожники - Герои Советского Союза : к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне / Ю-Ур. центр науч.-техн. информации и библиотек ; [ред.-сост. М. Е. Воронкова]. - Челябинск : [б. и.], 2015. - 38 с. .

Память сильнее времени. Воспоминания железнодорожников Южно-Уральской магистрали о Великой Отечественной войне (1941-1945) / Российские железные дороги. - Челябинск : Служба корпоративных коммуникаций ЮУЖД - филиала ОАО "РЖД", 2015. - 216 с..

Фото:

 https://chel.aif.ru/society/ptransport/zheleznodorozhnyy_front_yuuzhd_v_gody_velikoy_otechestvennoy_voyny

https://gubernia74.ru/articles/society/1095860/

 

Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...