«Жизнь как вечная дорога, как полный отрыв, как поездка, конечная остановка которой остается неизвестной вплоть до финала, – читаем в издательской аннотации. – Само название книги мгновенно настраивает на железнодорожную тематику, вызывая ассоциацию с вокзалом и ночными разговорами под стук колес и подстаканников. Впрочем, авторы вольны выбирать, каким видом транспорта воспользоваться при своих передвижениях по свету».
Ровно четыре года назад журнал «Сноб» вместе с «Редакцией Елены Шубиной» (издательство «АСТ») выпустил сборник рассказов «Красная стрела» — 38 произведений русских писателей от Татьяны Толстой и Владимира Сорокина до Евгения Водолазкина, Людмилы Петрушевской, Захара Прилепина и других.
А в июне 2016 года вышло в свет переиздание книги. Увесистый, в глянцевой обертке, сборник путевой прозы «Красная стрела. 85 лет легенде» состоит из эссе, рассказов и путевых дневников. В него вошли новые очерки и фотографии, сделанные Михаилом Лоскутовым. В конце книги — специальный бонус в виде очерка из исторических снимков и фотографий "Красной стрелы", сделанных Михаилом Лоскутовым весной 2016 года. Это более пятисот страниц увеличенного формата.
Так что же такое «Красная стрела»?
85 лет назад - в ночь на 10 июня 1931 года - состоялся первый рейс поезда «Красная стрела» из Ленинграда в Москву. Экспресс преодолел расстояние между двумя крупнейшими городами страны за 9 часов 48 минут.
Развивая среднюю скорость в 70 км в час, а на отдельных участках - до 100 км в час, «Красная стрела» двигалась без задержек. Уровень сервиса в «Красной стреле» был особым. Только здесь пассажирам на время в пути предлагали шашки, шахматы и другие настольные игры. В поезде работали буфеты, можно было заказать ужин с доставкой в купе. Впервые в истории советских железных дорог был создан вагон СВ - вместо верхних полок повесили зеркала и светильники. В одном из вагонов был оборудован телефонный переговорный пункт для связи не только с Кремлем, но и, например, Парижем, Лондоном. Так «Красная стрела» стала самым быстрым, точным и комфортабельным поездом.
Первый состав «Красной стрелы» состоял из 12 вагонов синего цвета. Поезд был назван «Красной стрелой» за красоту.
Интересно, что время отправления поезда - 23:55, как и сегодня - было определено по личному распоряжению Лазаря Кагановича, который занимал пост народного комиссара путей сообщения СССР с 1935 по 1937 год. Каганович выбрал это время, заботясь о командировочных чиновниках - чтобы те получали суточное содержание за дополнительный день.
В годы Великой Отечественной войны движение «Красной стрелы» было остановлено. Один состав был эвакуирован в глубокий тыл, другой укрыт в бывшем «царском павильоне». После снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года «Красная стрела» вскоре была возвращена на рельсы. От Московского вокзала в Москву поезд отправился уже 20 марта.
Перекрасили в красный цвет вагоны поезда в 1946 году - после обращения начальника поезда Александра Иванова с соответствующей просьбой в Народный комиссариат путей сообщения СССР.
С 1967 года встречать и провожать поезд на Московском вокзале стали под музыку Рейнгольда Глиэра «Гимн великому городу».
Сегодня в состав «Красной стрелы» входят 17 вагонов: один класса «люкс», девять СВ, шесть купейных и вагон-ресторан. Поезд курсирует ежедневно, он следует без остановок с 2002 года. Время в пути составляет восемь часов.
И многие точно знают, что каждый день навстречу друг другу без пяти полночь отправляются две «Красные стрелы».
История железных дорог - это неотъемлемая часть истории страны, ее могущества и слабостей, триумфов и катастроф. Литература по истории железнодорожного транспорта представлена научными монографиями, учебными пособиями, сборниками очерков. Их авторы, как правило, профессиональные учёные-историки.
Книга «История железных дорог Российской империи», выпущенная в 2016 году издательством «Рипол Классик», написана исследователем-любителем Алексеем Вульфовым. Вульфов - писатель, композитор, председатель Всероссийского общества любителей железных дорог.
Книга, написанная Вульфовым, внушает уважение своими масштабами – и в плане временного охвата истории, и в плане полиграфического исполнения. Это огромный и богато иллюстрированный том.
Вначале Алексей Вульфов рассказывает о транспортной проблеме в России вообще, о водных путях, дорогах и бездорожье, ямщиках, бурлаках, обозах. Книга содержит не только ценные сведения об истории создания российской железнодорожной сети, но и множество бытовых подробностей, позволяющих читателю совершить путешествие в прошлое, ощутить себя пассажиром старинной чугунки. Для библиотекарей дорожных библиотек особый интерес представляет обширная статья о создании на Транссибе очагов культуры и образования – библиотек, читален, клубов, школ. В других изданиях по истории железных дорог эта информация представлена двумя-тремя абзацами.
Алексей Вульфов не оставляет без внимания инженеров и строителей, ревнителей железнодорожного дела, купцов, меценатов (Петр Фролов, Павел Мельников, Витте и других).
Понятно, что попутно повествование касается устройства паровозов и вагонов, пристанционной и вокзальной архитектуры, аварий, крушений и много другого. В приложениях и комментариях читатель найдет лирические и прозаические впечатления современников (Вяземского, Полонского, Некрасова, Слепцова, Готье), биографические очерки и статьи, так или иначе связанные с железнодорожным строительством.
Книга Алексея Вульфова – ценное приобретение для железнодорожной библиотеки и важный вклад в популяризацию знаний по истории железных магистралей страны. Это не только познавательное, но и весьма увлекательное чтение для всех, кто интересуется железными дорогами. Книгу можно рассматривать и как своеобразный подарок железнодорожникам к 125-летнему юбилею Транссиба.
Комментариев нет:
Отправить комментарий