Развивать
науку в области транспорта!
Яков
Николаевич Гордеенко
(1851-1922 гг.)
Год науки и технологий в России проходит вполне продуктивно: мероприятия, выставки, конференции, семинары... Наука - двигатель прогресса! Это факт. Без науки человечество вперед двигаться не сможет. Это касается всех отраслей знаний. Технические и научные достижения в области железнодорожного транспорта также значимы и актуальны на все времена. Славится железнодорожная история корифеями науки. Вот, например, фамилия Гордеенко более века хорошо известна инженерам, педагогам и ученым, чья деятельность связана с железнодорожным транспортом России...
Развивать науку в области транспорта! - жизненное кредо Якова Николаевича Гордеенко! Будем знакомы! Имя в истории железнодорожного дела значимое! Отечественные устройства сигнализации, централизации и блокировки, без которых невозможно сегодня представить работу всех железнодорожных служб получили развитие благодаря таланту этого выдающегося инженера!
Входя в элиту педагогического состава
Института инженеров путей сообщения, Яков Николаевич успешно совмещал преподавательскую деятельность со службой в
техническом отделении Главного общества российских железных дорог.
Круг научной и изобретательской деятельности
Гордеенко обширен: проектировал железнодорожный мост через Тверцу возле Торжка
и одновременно создавал прибор, измеряющий напряжение в подобных постройках; разработал
аппарат взаимного замыкания стрелок и
сигналов, создал собственную систему
централизации с жесткими, а затем и с гибкими тягами и систему станционной
путевой блокировки. Ему же принадлежат разработки в создании для станций начала
20 века вариантов централизационных аппаратов: будочных – для малых станций и
башенных – для крупных. Особое значение учёный придавал семафорам.
В фонде нашей библиотеки имеется
учебник 1905 года: «Курс железных дорог», автором которого является Яков
Гордеенко! Невероятная находка! Однако это уже переиздание. Самый первый учебник
издан в 1886 году. И знаменательно это издание тем, что, в отличие от учебников
той поры, в этом – впервые появился раздел «Железнодорожная сигнализация» Автор
выделил её в отдельную отрасль.
Гордеенко был не только талантливым изобретателем, преподавателем, но и организатором производства. Он наладил выпуск своих аппаратов в Санкт-Петербурге, сначала на одном из механических заводов, а потом и на небольшом собственном предприятии.
Кроме того,в 1885 году он был избран на должность конференц-секретаря, хранителя музея, на которой прослужил 20 лет до выхода в отставку. За это время в музей поступило большое количество редких предметов, отражающих технические достижения в области железнодорожного транспорта XIX века, которые и сейчас являются гордостью Центрального музея железнодорожного транспорта России. Именно Гордеенко положил начало уникальной коллекции устройств сигнализации, централизации и блокировки, насчитывающей в настоящее время более 250 натурных образцов и моделей, а также около 500 подлинных документов, фотографий, альбомов чертежей, учебников и литографий, рассказывающих о зарождении и развитии устройств, обеспечивающих безопасность движения поездов на железных дорогах России на протяжении XIX - XX в.в.
Библиография:
· Ленинградский ордена
Ленина институт инженеров железнодорожного транспорта им. Академика В.Н.
Образцова: 1809-1959. – М.,1960. – 387 с.
· Морохин, Н.
Стрелочныйц провидец / Николай Морохин// Гудок. – 2012. - № 6. – с. 6
·
http://www.rzd-expo.ru/history/biography/gordeenko/
Комментариев нет:
Отправить комментарий