01.12.2021

 

«А.Е. Алексеев – русский электротехник»


Выдающихся людей в истории железнодорожного транспорта много. Чьи-то имена известны всем, чьи-то лишь небольшому кругу специалистов, но если заглянуть в биографии того, о ком ты слышишь впервые и, даже, если ты далёк от той области, в которой работал тот или иной человек, всегда можно удивиться и восхититься интересной личностью.  Такой личностью был Александр Емельянович Алексеев - один из основоположников отечественной школы электромашиностроения, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, член-корреспондент Академии наук СССР, дважды лауреат Государственных премий, доктор технических наук, профессор. И  это только то, что касается профессиональной деятельности. 

Не только конструкторскими талантами обладал этот удивительный человек! Отличался он большой эрудицией, знал английский, немецкий и французский, читал на некоторых других языках, знал и любил живопись и музыку, любил стихи и сам немного сочинял. Всю свою жизнь занимался спортом. В 1912 году он был кандидатом на Олимпийские игры в Стокгольме по десятиборью и до самой старости увлекался альпинизмом.

Так и хочется сказать: «А вы «ноктюрн» сыграть смогли бы..?» или как в рубрике одной известной (правда, уже не действующей) телепередачи: «А вам слабо»?

Но, мы – железнодорожники, в первую очередь, хотим узнать: чем же прославился этот человек в нашей отрасли? И надо сказать, информации нашлось очень мало. А зря, для такой биографии нужна история в целую книгу!

А.Е. Алексеев начал свою трудовую деятельность в Ленинграде на заводе «Электрик». Здесь под его руководством были разработаны первенцы советской энергетики: гидрогенераторы для Волховской, Земо-Авчальской, Рионской, Свирской ГЭС; крупнейшие в мире в те годы Днепровские гидрогенераторы, серии турбогенераторов до 50 МВт и другие крупные электрические машины. 

Свой опыт производственной деятельности Александр Емельянович передавал молодому поколению, преподавая с 1925 года в электротехническом и политехническом вузах, а с 1932 года - в железнодорожном вузе ЛИИЖТе (ныне ПГУПС). О его выпускниках с уважением говорили — «Алексеевская школа»!

В ЛИИЖТе он возглавил в 1936 г. кафедру "Электрические машины", которой и руководил до смерти в 1975 году. В этом же вузе в послевоенные годы он был 10 лет деканом энергетического факультета, а в 1958 году под его руководством была создана научно-исследовательская лаборатория электрической тяги на переменном токе. В этой лаборатории были созданы и прошли испытания перспективные для транспорта электроприводы с асинхронными тяговыми двигателями. По результатам испытаний макетных образцов промышленностью были созданы опытный электровоз ВЛ80А-751 мощностью 9600 и опытный тепловоз ТЭ - 120-001 мощностью 4000 л.с.

В годы Великой Отечественной войны А.Е. Алексеев руководил созданием автоматической рельсосварочной машины РКСМ-200-201. Серийный выпуск этой машины в 1945 году имел огромное значение для восстановления разрушенных железных дорог.

В послевоенные годы А.Е. Алексеев консультировал проекты тяговых электродвигателей для электровозов переменного тока. За высокую надежность тяговый двигатель НБ418К был отмечен присвоением Государственных знаков качества электровозам ВЛ80Т и ВЛ80Р.

В 1949 году вышел труд Алексеева «Конструкция электрических машин», удостоенный Сталинской премии. Эта книга посвящена основным вопросам конструирования электрических машин, их общим устройствам, способам расчёта и охлаждения, а также расчётам прочности и жестокости главнейших деталей машин. В ней обобщён опыт ряда электромашиностроительных заводов, с которыми автор был связан в течение своей долголетней практической деятельности. В 1958 г. этот труд вышел вторым изданием.

В 1951 году вышла в свет книга того же автора «Тяговые электродвигатели». В ней нашли отражение технические достижения заводов «Электрик», «Электросила» имени С.М. Кирова, «Динамо» имени С.М. Кирова, Новочеркасского электровозостроительного завода им. Буденного, а также опыт эксплуатации электрифицированных железных дорог.

Обе книги переиздавались в СССР неоднократно и были переведены на иностранные языки.

Заслуженный деятель науки и техники РСФСР А.Е. Алексеев был исключительно коммуникабельным, живым, увлекающимся человеком. Огромная работоспособность, поразительная научно-техническая интуиция, широта взглядов и разносторонность интересов... Берите пример!


Библиография

1.   История железнодорожного транспорта России и Советского союза. Т2.: 1917 – 1945 гг. / Н.Е. Аксёнеенко, Н.М. Бурносов, А.А. Зайцев и др. – Спб., 1997. – 416 с.: ил.;

2.   Ленинградский ордена Ленина институт инженеров железнодорожного транспорта им. Академика В.Н. Образцова: 1809-1959 / И.В. Вевиаровский, М.И. Воронин, П.Л.  Клауз и др.  – М.,1960. – 387 с.;

http://library.pgups.ru

 

https://museum.power-m.ru


Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...