07.12.2021

 

Джордж Стефенсон - "отец железных дорог"


 

Джорджа Стефенсона не зря называют отцом железнодорожного транспорта. Список его изобретений впечатляет: первый паровоз, первая в мире железная дорога, первый железнодорожный мост, первый тоннель и первый паровозостроительный завод. Отлично потрудился, не правда ли?!

А предпосылкой к такому успеху, послужила, конечно же, яркая интересная биография!

 Джордж Стефенсон родился 9 июня 1781 года в горняцком посёлке Уайлэме на северо-востоке Англии. Джордж с ранних лет приобщился к труду: работал пастухом и погонщиком лошадей на шахте, помощником кочегара при отце, был кочегаром и «машинистом» паровой машины. Маленький мастер-самоучка изучил технику так, что сам мог устранять  повреждения. Здесь же на шахте он применил способ движения  вагонеток и  создал рудничную лампуСкромные средства, которые ему удавалось сэкономить, будущий изобретатель тратил в основном на книги, откуда черпал знания по механике и другим техническим наукам. Вечерами посещал частную школу, а по ночам занимался самообразованием, особенно в области математики. Непрерывный самоотверженный процесс самообразования и совершенствования привёл нашего героя к успеху. С изобретений Стефенсона началась, по сути, эра железных дорог.

Мысль о создании паровоза давно посещала нашего героя...

 Существует распространенное мнение, что Джордж Стефенсон первым изобрел паровоз. На самом деле это неверно. К моменту создания Стефенсоном своего паровоза (в 1814 году) уже делались многочисленные попытки строительства паровых локомотивов. Рельсы – чаще деревянные, иногда чугунные – тоже существовали, в основном около шахт и пристаней. По ним возили грузы на лошадях. Первым паровую повозку на рельсы поставил Ричард Тревитик. Он же построил в 1801 году первый паровоз, а в 1808 году – более совершенный. Но это был скорее аттракцион, паровоз не раз сходил с рельсов, да и финансирования изобретатель не нашёл. Задачу соединения паровой машины и рельсового пути как раз и решил Джордж Стефенсон. Он усовершенствовал и паровоз, и рельсы так, что появилась возможность перевозить большие грузы на большие расстояния. То есть он создал то, что именуется железной дорогой.

 Он видел в действии  и паровозы английских изобретателей Бленкинсопа и Блекета. Под впечатлением решил сконструировать  более совершенный локомотив. В его конструкции впервые был применён для усиления тяги «выпуск мятого пара» из цилиндров в дымовую трубу через конус, что позволило увеличить производительность котла. В последующих конструкциях паровозов, Стефенсон постарался улучшить механическую часть.

Избрав паровозы главным  делом своей жизни, Стефенсон с 1815 по 1820 год построил ещё несколько машин. А в 1823 году основал в Ньюкасле первый в мире паровозостроительный завод.

Наряду с улучшением механической части паровоза Д. Стефенсон занялся усовершенствованием рельсового пути, чтобы устранить тряску. В 1816 году он взял патент на усовершенствованный стык, позволивший значительно смягчить удары при проходе через него подвижного состава и сделал важный вывод, что профиль путь должен иметь минимум подъёмов и уклонов, для этого следует использовать насыпи и выемки.

Идея сделать путь ровным принадлежит именно Джорджу Стефенсону. Кроме того, он заменил чугунные рельсы железными, а грубые каменные подушки – деревянными, которые теперь известны как шпалы.

Все свои знания Стефенсон применял при постройки дороги Стоктон-Дарлингтон длиной 21 км, где впервые помимо транспортировки грузов, стали осуществляться регулярные пассажирские перевозки.


Линия Стоктон-Дарлингтон по праву считается первой в мире железной дорогой общественного пользования, с которой начинается история развития магистрального железнодорожного транспорта. Успех этой линии дал начало строительству других железных дорог, в котором Стефенсон принимал самое активное участие.

Так, например, при проектировании дороги Ливерпуль-Манчестер им были решены непростые задачи: заложены несколько сложных выемок и насыпей, мостов и виадуков, призванных сгладить продольный профиль пути, применены железные рельсы на каменных опорах, способствовавшие увеличению скорости движения паровоза.. Экономическая эффективность  дороги превзошла все ожидания. Это привело к бурному развитию сети железных дорог  не только в Англии, но и в других странах. Стефенсон выезжал в качестве консультанта в Бельгию, Францию и Испанию. В 1836 году он организовал в Лондоне проектную контору, ставшую научно-техническим центром железнодорожного строительства.

На линии Ливерпуль – Манчестер был впервые установлен современный габарит рельсовой колеи, так называемый «стефенсоновский» (4 фута 8,5 дюймов, или 1435 мм), который стал «нормальным» для большинства железных дорог мира. В Великобритании этот основной технический параметр железных дорог в 1835 году был официально закреплён специальным законом. 

Стефенсон стал знаменитой авторитетной фигурой в Англии и за её пределами. По его проектам в странах Европы развернулось строительство железных дорог.



Британцы бережно хранят память  о своём великом соотечественнике и его деятельности. Статуи Стефенсона установлены в Ливерпуле, в вестибюле Лондонского вокзала Северо-западной железной дороги, а также Ньюкасле. Сохранены в виде памятников  и его первые паровозы.

 

 

Библиография

 

Галин, К. Машина времени  /К. Галин// Гудок. – 2011. – 6 июня. – с. 8;

Горшков, Б.С. Чудо техники - железная дорога . - М.: Техника-молодёжи, 2013. - 304 с.: ил. 

Касаткин, Г.С. Пионеры железнодорожного транспорта / Г.С. Касаткин// Железнодорожный транспорт. – 2004 - № 2 – с. 81-85;

Крейнис,  З.Л. Очерки истории железных дорог. Кн.1. Два столетия. – 2-е изд. – М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2009. – 336 с.: ил.

 http://n-metro.ru

https://gudok.ru

Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...