Джордж Стефенсон - "отец железных дорог"
Джорджа Стефенсона не зря называют
отцом железнодорожного транспорта. Список его изобретений впечатляет: первый
паровоз, первая в мире железная дорога, первый железнодорожный мост, первый
тоннель и первый паровозостроительный завод. Отлично потрудился, не правда ли?!
А предпосылкой к такому успеху, послужила, конечно же, яркая интересная биография!
Джордж Стефенсон родился 9 июня 1781 года в горняцком посёлке Уайлэме на северо-востоке Англии. Джордж с ранних лет приобщился к труду: работал пастухом и погонщиком лошадей на шахте, помощником кочегара при отце, был кочегаром и «машинистом» паровой машины. Маленький мастер-самоучка изучил технику так, что сам мог устранять повреждения. Здесь же на шахте он применил способ движения вагонеток и создал рудничную лампу. Скромные средства, которые ему удавалось сэкономить, будущий изобретатель тратил в основном на книги, откуда черпал знания по механике и другим техническим наукам. Вечерами посещал частную школу, а по ночам занимался самообразованием, особенно в области математики. Непрерывный самоотверженный процесс самообразования и совершенствования привёл нашего героя к успеху. С изобретений Стефенсона началась, по сути, эра железных дорог.
Мысль о создании паровоза давно посещала нашего героя...
Существует распространенное мнение, что Джордж Стефенсон первым изобрел паровоз. На самом деле это неверно. К моменту создания Стефенсоном своего паровоза (в 1814 году) уже делались многочисленные попытки строительства паровых локомотивов. Рельсы – чаще деревянные, иногда чугунные – тоже существовали, в основном около шахт и пристаней. По ним возили грузы на лошадях. Первым паровую повозку на рельсы поставил Ричард Тревитик. Он же построил в 1801 году первый паровоз, а в 1808 году – более совершенный. Но это был скорее аттракцион, паровоз не раз сходил с рельсов, да и финансирования изобретатель не нашёл. Задачу соединения паровой машины и рельсового пути как раз и решил Джордж Стефенсон. Он усовершенствовал и паровоз, и рельсы так, что появилась возможность перевозить большие грузы на большие расстояния. То есть он создал то, что именуется железной дорогой.
Он видел в действии и паровозы английских изобретателей
Бленкинсопа и Блекета. Под впечатлением решил сконструировать более совершенный локомотив. В его
конструкции впервые был применён для усиления тяги «выпуск мятого пара» из
цилиндров в дымовую трубу через конус, что позволило увеличить
производительность котла. В последующих конструкциях паровозов, Стефенсон постарался
улучшить механическую часть.
Избрав паровозы главным делом своей жизни, Стефенсон с 1815 по 1820 год построил ещё несколько машин. А в 1823 году основал в Ньюкасле первый в мире паровозостроительный завод.
Наряду с улучшением механической
части паровоза Д. Стефенсон занялся усовершенствованием рельсового пути, чтобы
устранить тряску. В 1816 году он взял патент на усовершенствованный стык,
позволивший значительно смягчить удары при проходе через него подвижного
состава и сделал важный вывод, что профиль путь должен иметь минимум подъёмов и
уклонов, для этого следует использовать насыпи и выемки.
Идея сделать путь ровным принадлежит именно Джорджу Стефенсону. Кроме того, он заменил чугунные рельсы железными, а грубые каменные подушки – деревянными, которые теперь известны как шпалы.
Все свои знания Стефенсон применял при постройки дороги Стоктон-Дарлингтон длиной 21 км, где впервые помимо транспортировки грузов, стали осуществляться регулярные пассажирские перевозки.
Линия Стоктон-Дарлингтон по праву считается первой в мире железной дорогой общественного пользования, с которой начинается история развития магистрального железнодорожного транспорта. Успех этой линии дал начало строительству других железных дорог, в котором Стефенсон принимал самое активное участие.
Так, например, при проектировании дороги Ливерпуль-Манчестер им были решены непростые задачи: заложены несколько сложных выемок и насыпей, мостов и виадуков, призванных сгладить продольный профиль пути, применены железные рельсы на каменных опорах, способствовавшие увеличению скорости движения паровоза.. Экономическая эффективность дороги превзошла все ожидания. Это привело к бурному развитию сети железных дорог не только в Англии, но и в других странах. Стефенсон выезжал в качестве консультанта в Бельгию, Францию и Испанию. В 1836 году он организовал в Лондоне проектную контору, ставшую научно-техническим центром железнодорожного строительства.
На линии Ливерпуль – Манчестер был впервые установлен современный габарит рельсовой колеи, так называемый «стефенсоновский» (4 фута 8,5 дюймов, или 1435 мм), который стал «нормальным» для большинства железных дорог мира. В Великобритании этот основной технический параметр железных дорог в 1835 году был официально закреплён специальным законом.
Стефенсон
стал знаменитой авторитетной фигурой в Англии и за её пределами. По его
проектам в странах Европы развернулось строительство
железных дорог.
Британцы бережно хранят память о своём великом соотечественнике и его деятельности. Статуи Стефенсона установлены в Ливерпуле, в вестибюле Лондонского вокзала Северо-западной железной дороги, а также Ньюкасле. Сохранены в виде памятников и его первые паровозы.
Библиография
Галин,
К. Машина времени /К. Галин// Гудок. –
2011. – 6 июня. – с. 8;
Горшков, Б.С. Чудо техники - железная дорога . - М.: Техника-молодёжи, 2013. - 304 с.: ил.
Касаткин,
Г.С. Пионеры железнодорожного транспорта / Г.С. Касаткин// Железнодорожный
транспорт. – 2004 - № 2 – с. 81-85;
Крейнис,
З.Л. Очерки истории железных дорог.
Кн.1. Два столетия. – 2-е изд. – М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию
на железнодорожном транспорте, 2009. – 336 с.: ил.
Комментариев нет:
Отправить комментарий