03.02.2022

"Качай" мозги, или как развить у ребёнка математические способности

 


Математика – наука серьёзная. И подружиться с ней сразу и навсегда получается далеко не у всех.  
Но…  Получается-не получается, а дружить надо! Без математики ЕГЭ не сдать и высшего образования не получить. 
Поэтому, чем раньше начинать дружбу, тем лучше. 

Математические способности, как и любые другие, можно развивать.

К счастью, врождённые способности не ограничивают нас. Поэтому мало иметь талант, нужно его правильно использовать и развивать. Век живи — век развивайся. Научить ребёнка таким умственным процессам несложно: существует много книг, развивающих игрушек, да и бытовые предметы тоже сгодятся. Просто нужно знать, как это всё использовать для обучения. 

5 шагов, как развивать математические способности у ребёнка.

Развивать математические способности у дошкольника родитель может самостоятельно. Вот основные шаги, которые помогут малышу с лёгкостью понять мир цифр:


Шаг 1. Учим ребёнка сравнивать предметы.

  Сначала малышу нужно освоить понятия, затем он без проблем сможет их сравнить. Если ребёнок знает, какой смысл спрятан в слове «большой», а что значит «маленький», то сравнить предметы по размеру ему будет несложно. Например: «Смотри, какая на парковке большая машина! А твоя игрушечная машинка маленькая». Проговаривая эти слова, желательно поставить два предмета рядом и показать руками в высоту и ширину, как выглядит большой предмет и как — маленький. Или, читая книгу, показывайте на рисунке маленькие предметы и большие, объясняя, что они разные. То есть, учить сравнивать можно во время игр, прогулки или даже уборки в доме. Главное знать, как понятно объяснить это малышу. 

Перед тем, как сравнивать предметы по цвету, ребёнок должен различать цвета. Он должен представлять, как выглядит тот или иной цвет. Поэтому ему будет проще запомнить, что «это жёлтый, как солнышко», а это «синий, как туча», «чёрный, как ночь» и так далее.
Можно рисовать один день только жёлтой краской, второй — красной и т. д., проговаривая название цвета. Или целую неделю делать акцент на определённом цвете: «Мы тебе надели красивую зелёную футболку. Берём зелёный карандаш и рисуем зелёную травку» и так далее. То есть, делаем всё, что поможет соотнести понятие с фактом. Методик очень много, главное, выбрать подходящую или изобрести свой подход.

2. Учим ребёнка обобщать.

Умение обобщать пригодится в математике. Дети четырёх лет знают достаточно понятий, но обобщать их умеют не все. Например, что такое круг, квадрат и треугольник? Лишь единицы ответят: «Фигуры».
Рассказав ребёнку, что есть общего у многих вещей и понятий, можно приступать к играм. Например: «Свекла, морковь, капуста — как называется всё это одним словом?». Или: «Назови мне деревья, которые ты знаешь». Такие игры можно продолжать до бесконечности по разным группам предметов. Отработав навык обобщения, малыш сможет сам анализировать информацию и делать выводы.

3. Учим ребёнка анализу и синтезу.

Ещё один важный математический навык, который развивают в раннем детстве. Анализируя, ребёнок может разделять предмет на его составляющие. Например, дерево — на корень, ствол, ветки, листья и плоды; домик — на фундамент, стены, окошко, крышу и трубу. Этот навык поможет подробнее изучить предмет по важным признакам и сделать его более узнаваемым для малыша.
Синтез — это противоположный анализу процесс. Суммируя отдельные признаки, дети также узнают предметы. Им становятся доступны такие игры, как «составить пазлы», «разгадать загадку», «угадать предмет по описанию» и так далее. 
Хотите развивать у ребёнка математические способности? Запишите в музыкальную школу! Связь музыки с математикой была доказана Пифагором ещё в VI веке до н.э. Понимая ритм, такт и длительность нот, дети учатся делению, составлению дробей и распознаванию повторяющихся элементов.

4. Учим ребёнка классифицировать понятия.

После анализа и синтеза ребёнку становится понятной классификация предметов — то есть, отнесение предмета к группе по видородовым признакам. Например, знакомим ребёнка с домашними животными и дикими, делим фигуры на «с углами и без», учим находить лишнее в ряду и так далее.

5. Развиваем ребёнка загадками, ребусами.

Загадки и ребусы отлично развивают логику ребёнка, ведь во время их решения малыш одновременно совершает несколько мыслительных операций. 
Ну а библиотека с удовольствием поможет в этом. Ведь необходимые для ребёнка книги мы с радостью для вас подберём. 


Лукьянова, А.В. Настоящая математика для мальчиков и девочек.

Как известно, в математику нет царских путей, но есть увлекательные тропинки и любопытные дорожки, которые читатель найдёт в этой книге. Он будет сопереживать радостям и неудачам героев. Ну и, конечно же, начнёт знакомиться с несколькими разделами математики: от арифметики и планиметрии до теории графов, комбинаторики, теории вероятности и др. Книга подойдёт детям от 5 до 10 лет.

Арутюнян, Е. Б. Занимательная математика.

В этой книге математика изложена весело. Авторы старались, чтобы все, открывшие эту книгу, полюбили математику. Ведь ребенок не может не любить то, что он понимает и что у него хорошо получается. Для учащихся 1 - 5 классов, учителей и родителей.



Владимирова, Н. Арифметика для малышей.

Эта книга с веселыми картинками и забавными стишками научит арифметике даже трехлетнего малыша. Ведь здесь цифры удивительно оживают и принимают знакомые образы, а ритм считалок запоминается сам собой. С этой книгой дети легко и радостно постигают увлекательную науку математику. 



Агафонов, В. Волшебный праздник числа.

В этой книге речь идёт о таких понятиях, как, например, число и цифра. Весь материал книги рассчитан на непроизвольное запоминание, поэтому заниматься по ней нужно легко, без нажима, чтобы малышу самому захотелось посмотреть яркие, веселые картинки, прочитать забавные стихи. Постепенно память ребенка накопит определенный объем математических понятий, между ними возникнут и будут закрепляться логические связи, а это поможет развиться логической памяти и абстрактному мышлению. 


Депман, И. Я.

Сейчас мы просто не представляем себе жизнь без чисел, а ведь это древнейшая система,  придуманная человеком много тысячелетий назад. В этой книге советский математик Иван Яковлевич Депман расскажет, откуда произошли известные нам числа, зачем людям понадобилось измерять время и расстояние, можно ли вычислить объём золотой короны и как математика помогала людям осваивать новые земли. Книга богато проиллюстрирована талантливым художником Юрием Киселёвым.

Эти и другие книги вы сможете взять для чтения в нашей библиотеке по улице Цвиллинга, 61.  



Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...